Поставить знаки препинания в предложении



поставить знаки препинания в предложении

Как поставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом?

Деепричастный оборот выделяется запятыми, так как является обособленным обстоятельством. Но в русской пунктуации есть случаи, когда он не обособляется.

Известно, что деепричастие с зависимыми словами, называется деепричастным оборотом . который является обособленным обстоятельством. Если деепричастный оборот начинает предложение, то после него ставится запятая:

Звякая бубенчиками. медленно двигалась тележка по мокрой глинистой дороге.

Оглянувшись по сторонам. он быстро пошел к лесу.

Если деепричастный оборот находится в середине предложения, то его обособим запятыми с двух сторон:

Тяжёлые волны, медленно поднимая одинокую лодку. мерно и ровно катились одна за другой.

Перед деепричастным оборотом в конце предложения ставится запятая:

Прошел быстрый спорый дождь, скрыв  на полчаса даль полей.

Если перед деепричастным оборотом имеется союз, то он не входит в его состав. Запятую ставим после союза, например:

И, вздохнув тяжело. мать рассказала нам о своих горестях.

Противительный союз а чаще является частью деепричастного оборота, а проверить это просто, изъяв деепричастный оборот из предложения, например:

Выучи это теорему, а уяснив ее. решай задачу.

Выучи эту теорему, решай задачу.

Сравните:

Сразу не решайте эту задачу, а, выучив теорему. разберитесь в ней.

Сразу не решайте эту задачу, а разберитесь в ней.

В этом предложении есть противопоставление, союз а не входит в состав деепричастного оборота. В таком случае после союза ставим запятые, выделив деепричастный оборот.

А теперь рассмотрим случаи, когда деепричастный оборот не выделяется запятыми:

1) деепричастный оборот является фразеологизмом

Я не умею работать спустя рукава .

Куда же пойдете на ночь глядя ?

Скрепя сердце он согласился со мной.

2) если деепричастный оборот является однородным членом и соединен с предыдущим обстоятельством, выраженным наречием, союзом и

Он говорил со мной насмешливо_ и_ чуть растягивая слова .

Капитан вглядывался в очертания берега напряженно_ и_ едва прищурив глаза .

3) к одному сказуемому относятся два однородных обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, которые соединены союзом и. Запятая ставится только перед первым оборотом, если это конец предложения, или также в конце второго, если это середина предложения.

Солнце, обойдя дом _ и_ уже переходя за его крышу. осветило весь дворик. 

Он бежал довольно быстро, опираясь на палку _ и_ лишь слегка раскачиваясь .

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

22. Прочитайте.

Точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки — это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.
  1. Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
Быстро пролетело лето.
  • Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).

    Кто пишет книги для детей?
  • Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

    Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
    • Сделайте вывод: какую «работу» выполняет каждый знак препинания (. ) в конце предложения?
    • Спишите выделенные предложения.
    23. Прочитайте предложения так, как подсказывают знаки препинания.

      Мы гуляли в осеннем лесу.

      До чего красиво здесь!

      А вы были в осеннем лесу?

  • Объясните, почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания.
  • В каком предложении автор обращается к нам с вопросом? В каком он выражает чувство и даёт оценку увиденному? А в каком предложении содержится сообщение?
  • Спишите предложения. Устно подготовьте ответ на вопрос, содержащийся в третьем предложении.
  • 24. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Как вы это определили? Читайте, выделяя голосом каждое предложение и делая паузы между ними.

    Как быстро пролетело лето уже наступила осень желтеют листья на деревьях чаще стали лить дожди скоро и птицы улетят в тёплые края.
    • Что обозначают слова быстро, скоро.
    • Догадайтесь, какую «работу» должны выполнить пропущенные знаки препинания.
    • Спишите. Правильно обозначайте начало и конец каждого предложения.

    ско#769 ро бы#769 стро

    Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

    Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

    (Здоровьесберегающие технологии, адаптивная технология, информационные технологии)

    Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

    Цели урока:

    Отработать навыки и умения учащихся расставлять запятые в предложениях с причастным оборотом.

    Развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся, умение строить предложения с причастным оборотом, развивать творческие способности, монологическую речь учащихся.

    Воспитывать любовь к слову, воспитывать умение видеть красоту окружающей природы, бережно относится к тому, что окружает.

    ХОД УРОКА.

    Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь» На экране портрет Чайковского. На доске картины русских художников об осени.

    Учитель. Вы узнали музыку? Она принадлежит

    П.И. Чайковскому. Это известные всем «Времена года». Одна из частей называется «Октябрь». Вы видите картины русских художников, в которых они передали красоту русской осеннее природы.

    ( Учитель делает музыку чуть громче и выразительно читает )

    Осенний лес.

    1.Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.2. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин. 3. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. 4. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. 5. Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком.

    5. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. 6. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. 7. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. 8. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. 9. Ещё цветут осенние поздние цветы. 10. Готовятся к отлету певчие птицы. 11. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. 12. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые желуди.

    Учитель. Что вы прослушали?

    Ученик. Это текст об осени.

    Учитель. Перед вами карточки с этим текстом. Докажите, что это текст. Работаем в группах. (После обсуждения представитель группы дает ответ).

    Ученик. Перед нами текст, т.к. все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Все предложения объединены одной темой – красота осеннего леса.

    Учитель. Есть добавления?

    Ученик из другой группы. Все языковые и выразительные средства направлены на раскрытие темы и идеи текста.

    Учитель. Прочитаем вопросы на слайде №1: 1.К какому стилю принадлежит этот текст? 2.Почему? 3.Какие части речи делают его таким ярким и образным?

    Как каждый из вас ответил бы на поставленные вопросы? Готовим ответы в группах.(После обсуждения представитель группы отвечает)

    Ученик. Перед нами текст художественного стиля, потому что в этом тексте создается художественный образ осеннего леса и мы очень ярко представляем эту картину.

    Учитель. Есть добавления у других групп? (Отвечает представитель другой группы)

    Ученик. Текст эмоционально воздействует на нас, вызывает немного грустные чувства, но это легкая грусть. Автор использует в тексте прилагательные. Мы ощущаем легкое движение, благодаря причастным оборотам.

    Учитель. И сегодня на уроке мы продолжаем работать с причастным оборотом. Расскажите, как надо ставить знаки препинания в предложениях, где есть причастный оборот. (Ученик по схеме на слайде №2 рассказывает правило постановки запятой).

    Поработайте в парах с первым абзацем, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы. (ученики обсуждают в парах) Какие испытывали трудности?

    Ученик. Мы не смогли объяснить написание буквы я в слове косяки.

    Учитель. Кто поможет?

    Ученик. Проверочное слово косяк.

    Запишем первый абзац под диктовку. Переверните карточки. (Учитель диктует). Проверьте записанное с карточки. (Ученики проверяют) Какие ошибки допустили?

    Ученик. Я не выделил запятой причастный оборот в предложении 5. Там определяемое слово стоит перед причастным оборотом.

    Ученик. Я допустил ошибку в правописании приставки в слове прокличут. Надо писать приставку про-.

    (Еще несколько учеников объясняют свои ошибки).

    Учитель. Поставим оценки. Нет ошибок –«5», 1 – «4», 2- «3». (Учитель просит поднять руки тех, кто получил «5», затем – «4», потом – «3». В последующем оценки будут выставляться по этим же критериям).

    Учитель. Выполните синтаксический разбор предложения Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Один ученик работает за доской. (Ученики выполняют работу) Проверить с доски. Есть ли возражения, добавления.

    Ученик. В синтаксическом разборе не указано, что предложение осложнено причастным оборотом.

    Учитель . Кто не согласен? (Таких нет). Поставьте оценки. Кто получил – «5»? «4»? «3»? Кто не оценил себя? (Дети поднимают руки. Все поставили оценки: «5» - 7, «4» - 7, «3» - 4)

    Учитель. Обратимся к компьютеру. Работаем с программой Фраза». В ходе работы отрабатываем навыки постановки запятой в предложениях с причастным оборотом, вспоминаем изученные ранее орфограммы.(Оценки выставляет компьютер, слова, где допустили ошибки ученики записывают в тетрадь правильно. По окончании работы с программой «Фраза» ошибки обсуждаются. Пятерок не было. Ученики получили следующие оценки: «4» -7, «3» - 8, Два человека получили неудовлетворительные оценки Работа с «Фразой» позволяет детям вставать со своих мест, ходить по классу, поэтому нет необходимости проводить физминутку, но проводится в обязательном порядке гимнастика для глаз) )

    Учитель. Учимся использовать причастный оборот в речи. Перед вами на слайде №3 предложения, в скобках причастные обороты. Надо раскрыть скобки и правильно вставить причастные обороты.

    (Засыпанный сухими березовыми листьями) День стоял туманный.

    (Собиравшиеся улетать) Над вершинами сосен курлыкали журавли.

    (Уводившая в заросли осинника) Лесная заброшенная дорога была еле заметна под разноцветьем опавших листьев. (Ученики самостоятельно выполняют работу)

    Учитель. Обсудите выполненную работу в парах. (Ученики обсуждают, исправляют в ходе обсуждения ошибки). Какие возникли разногласия? (Разногласий нет) Проверьте с карточки-ключа на слайде №.4. (Ученики проверяют). Есть ли другие варианты? (Ученики предлагают другие варианты использования причастного оборота) Какие ошибки допустили? (Ошибки допущены при построении 3 предложения) Поставьте оценки. Итак, какие же знаки препинания вы ставили в предложениях с причастным оборотом. (Ученики отвечают, дополняя друг друга) Сегодня за урок вы поставили себе 4 оценки. Подсчитайте сумму. 20 – «5», 15-16 – «4», 11-14 – «3».

    Поднимите руки, кто поставил «5»? «4»? «3»? Кто ничего не поставил? ( За урок не было «5», 9 учеников поставили «4», 8 – «3». Оценку «2» не получил никто).

    Учитель. Ребята, вспомните тексты, с которыми работали? Какая тема объединяет их?

    Ученик. Тема осени.

    Учитель. Послушайте еще раз музыку Чайковского, рассмотрите картины русских художников, выгляните в окно. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в школьном саду», используя предложения с причастными оборотами.

    И опять звучит музыка Чайковского, а мы смотрим на наш школьный сад и сочиняем миниатюры. (На работу отводится пять минут)

    Учитель. Послушаем, что у вас получилось? (Дети читают свои работы, обсуждают их. Лучшими признаны следующие работы.

    Осенний листопад.

    В школьном саду, раскрашенном осенью, закружил листопад.

    Волшебство! И я иду по тропинке, ведущей к школе, наступаю на ковер из листьев. Они мне что-то шепчут. Может быть, рассказывают сказку

    об ушедшем лете.

    Осенний клен.

    Нарядила осень в яркий костюм клен в школьном саду. Он словно собрался на праздник. Солнце, выглянувшее из-за облаков, ярко осветило все деревья. Они светятся от радости. А клен пуще всех.

    Учитель. Спасибо за работу. Задание на дом записано на доске. После проверки тетрадей я поставлю оценки в журнал.

    Открытый урок в 10 классе.

    (Здоровьесберегающие технологии, Адаптивная технология, информационные технологии, тестовая технология)

    Состав слова.

    Цель урока: повторить основные термины и понятия раздела формировать навыки анализа языкового материала, отрабатывать орфографические навыки.

    Ход урока.

    Учитель. Сегодня на уроке мы повторим основные термины и понятия раздела Морфемика. Вспомним состав слова, познакомимся с новым материалом в разделе Морфемика. Запишите тему урока. Состав слова .

    Слова в русском языке состоят из элементов, которые называются морфемами (от греч. morphe – форма). Морфема – минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению. Морфему можно сопоставить со словом, но они различаются рядом признаков. Попробуем их определить.

    Фронтальный опрос.

    -Как существует в языке морфема и слово – самостоятельно или нет?

    - Для чего служит строительным материалом слово, для чего – морфема?

    - Имеет ли лексическое значение морфема?

    - Частью чего является слово, частью чего является морфема?

    2. Учитель. Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

    Корневые морфемы. Прочитайте о них на стр. 42-43.(Вся работа проводится по учебнику под редакцией Гольцовой Москва «Русское слово» 2005)

    Составьте рассказ по плану. (План записан на интерактивной доске, слайд № 1 .)

    - Что такое корень

    - Что присоединяется к корню?

    - Как выделяется корневая морфема?

    - Что может происходить в корне слова?

    Работаем в группе. ( Учащиеся готовят ответ в группе, готовят одного ученика для ответа на поставленные вопросы. После ответа обсуждение).

    Практическая самостоятельная работа.

    Свежий

    - Подберите и запишите как можно больше однокоренных слов, но не менее пяти.

    -Кто сколько записал?

    -Я предлагаю сравнить. Добавьте свои слова.

    Ученики.

    Синий, синь, синеть, синеватый, синеглазый, синенький, синева.

    Домовой, дом, домик, домишко, домашний, домовничать.

    Свежий, свежесть, посвежеть, свежайший, несвежий, свеженький, освежить, освежающий.

    Учитель. Выполним упражнение № 53 1 часть. Один за доской. Проверка. Какие допустили ошибки? (Обсуждаются ошибки) Поставьте оценки.(Самооценка) Без ошибок – «5», с одной ошибкой – «4», две-три ошибки – «3». ( Далее работы ученики будут оценивать по тем же критериям). Кто какие оценки поставил? (Все ученики справились с работой. Лишь один ученик поставил оценки «4», т.к. не успел всё выполнить)

    Учитель. На слайде 3 интерактивной доски записаны слова. растить – выращенный – вырос. Что наблюдаете в корне?

    Ученик. Чередование гласных.

    Учитель. Какая орфограмма в связи с этим возникла?

    Ученик. Правописание гласных в корнях с чередованием.

    Учитель. Вспомните, какие корни с чередованием вы знаете? Работаем в группе. ( В группе обсуждаются и готовятся ответы на поставленные вопросы, готовят одного ученика).

    Ученик отвечает и не называет корень –гор-/-гар-.

    Учитель. Что можно добавить к ответу?

    Ученик из другой группы добавляет о корне –гор-/-гар-.

    Учитель. На интерактивной доске слайд №4 высвечиваются все корни с чередованием.

    Учитель. Следующий этап урока самостоятельная работа по карточкам. Вставьте карандашом пропущенные буквы.

    Расст…латься, выч…тание, соб…ру, вым…кнуть, выр…щенный, отр…сль, прик…саться, з…ря, сг…реть, выл…жить, выр…внивать, подр…внять, пл…вец.

    Проверить с карточки- ключа на интерактивной доске стр.5.

    Учитель. Какие ошибки допустили.

    Ученик 1. Я допустил ошибку в слове расстилаться. В корне надо писать и, т.к. за корнем есть суффикс а.

    Ученик 2. Я допустил ошибку в слове вычитание . Мне непонятно, почему надо писать и.

    Учитель. Кто объяснит?

    Ученик. Это корень с чередованием –чет-/-чит-, за корнем есть суффикс а. поэтому в корне пишем и .

    Учитель. Есть ли другие ошибки. Нет. Поставьте оценки. (Самооценка)

    Кто какие оценки поставил? «5»? (Поднимают руки 10 учеников). «4»? (Поднимают руки 4 ученика ). «3»? (Поднимают руки 3 ученика. Они допустили ошибки в обсуждаемых словах)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Учитель. На интерактивной доске слайд №6 записаны слова: носить, переносица, носильщик, поднос, носик, носовой, ноша, носище.

    К ним вопросы: 1. Можно ли назвать эти слова однокоренными?

    2. Как можно их разделить на две группы?

    3.Как можно назвать такие корни?

    Работаем в группе.

    (Представитель группы отвечает и допускает ошибку со словом поднос. Ошибка исправляется в ходе обсуждения)

    Следующий этап урока. Аффиксальные морфемы. Прочитайте о них на странице 44-45.

    - Что такое суффикс?

    - Что такое соединительная гласная?

    - Что такое основа?

    - Что такое постфикс?

    Подготовить ответы в группе. (Представитель группы отвечает, добавлений нет)

    Учитель. Вспомните порядок разбора слова по составу.

    Ученик. Надо обязательно определить часть речи, затем, если слово изменяемое выделить окончание, изменив форму слова. Потом выделяется корень путем подбора однокоренных слов, затем остальные аффиксы.

    Учитель. Работа с компьютерной программой «Репетитор». Раздел Морфемика .(После окончания работы обсуждаются ошибки и выставляются оценки)

    Учитель. Выполним упр. 57 по учебнику. Один работает за доской. Проверка. Обсуждение ошибок. Выставление оценок.

    Учитель. Выполним упр. 58. Проверка с карточки-ключа на слайде №8 интерактивной доски. Обсуждение ошибок. Выставление оценок.

    Учитель. Подведем итог сегодняшнего урока, поработав с компьютерной программой. «Репетитор» № А6, А8, А9, А11, А13, А15, А16, А18, А21, А24, А26, В2, В4.

    Работа выполняется по кругу.

    Учитель. Что каждый для себя сегодня открыл на уроке? (Ученики отвечают по кругу, не повторяясь) Поставим оценки. Подсчитайте, сколько вы набрали баллов, сложив свои оценки. На интерактивной доске на стр.8 записаны нормы выставления оценок.

    (24-25 – «5», 19-20 – «4», 14-15 – «3». ) Если сумма ниже 14, оценка за урок не выставляется.

    (4 человека получили «5», 10 человек – «4», 3 человека – «3»)

    Учитель. Оценки ставлю в журнал. Если вы не хотите, чтобы я выставляла эти оценки в журнал, подойдите ко мне и сообщите. На консультации я дам возможность исправить свои оценки. (Таких учеников не находится. Все оценки выставляются в журнал)

    Учитель. Домашнее задание записано на доске . Урок окончен. Всем спасибо.

    Источники: http://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/kak-postavit-znaki-prepinaniya-v-predlozhenii-s-deeprichastnyim-oborotom.html, http://www.tepka.ru/Russkij_yazyk_2.1/10.html, http://gigabaza.ru/doc/29485.html






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением