Универсальный Минный Заградитель Умз А



универсальный минный заградитель умз а

Инженерная техника

Советской (Российской) Армии

( восьмидесятые годы-начало XXI века )

Универсальный минный заградитель УМЗ

Универсальный минный заградитель УМЗ является одной из систем дистанционного минирования и предназначен для установки противотанковых, противопехотных и смешанных минных полей из мин типов ПТМ-1, ПТМ-3, ПФМ-1, ПОМ-1, ПОМ-2 и других типов мин, размещаемых в универсальных минных кассетах типов КСФ-1, КСФ-1С, КСФ-1С-0.5, КСФ-1С-0.5СК, КСО-1, КПОМ-2, КПТМ-1,КПТМ-3 и других этого типоразмера. Мины устанавливаются внаброс только на поверхность грунта.

На снимке слева универсальная кассета данного типоразмера.

Базовым шасси заградителя является доработанный бортовой автомобиль Зил-131В, в кузове которого размещаются на поворотных устройствах шесть кассетных блоков и системы управления выбросом мин, а в кабине пульт управления.

Кассетные блоки могут независимо друг от друга поворачиваться по горизонту на 360 градусов в фиксированных направлениях 0, 90, 135, 180, 225, 270 градусов. Углы наклона кассетных блоков фиксированные: 0, 10,15, 30, 45 градусов. Поворот блоков и изменение угла наклона в зависимости от выбранной схемы минирования осуществляется вручную до начала выполнения задачи минирования.

В каждый кассетный блок может быть установлено до 30 кассет (имеется 30 гнезд для кассет). Всего одна полная зарядка заградителя составляет 180 кассет (можно заряжать не полностью, а в зависимости от задачи и проходимости местности). Таким образом, заградитель может максимально нести одновременно ( варианты):

*180 противотанковых мин ПТМ-3,

*540 противотанковых мин ПТМ-1,

*12960-11520 противопехотных мин типа ПФМ-1 (зависит от типа кассеты),

*1440 противопехотных мин ПОМ-1,

*720 противопехотных мин ПОМ-2.

Возможна смешанная зарядка кассетных блоков. В этом случае заградитель может за один заход ставить смешанное минное поле (противопехотные и противотанковые мины) или однотипное минное поле (противопехотное или противотанковое), но из мин различных типов. Минное поле может устанавливаться в несколько приемов, с выдачей в каждый заход требуемого количества мин. При неполном расходе мин в любой момент на остановке можно пополнить боекомплект.

В зависимости от предварительной установки направления кассетных блоков заградитель за один проход может устанавливать одно, двух или трехполосное минное поле (соответственно, во втором и третьем случае длина поля или его плотность вдвое или втрое меньше).

Например, одна машина может за 15-30 минут выставить однополосное противопехотное минное поле из мин ПФМ-1 шириной 20-30 метров, длиной 3-5 км с расходом мин 3840-2304 мины на погонный километр при вероятности поражения 0.3 ( для незнающих - из 10 человек, бегущих через минное поле трое подорвутся, что моментально отобьет охоту у всех двигаться дальше).

Второй пример. Три заградителя за 6-12 минут установят трехполосное противотанковое минное поле из мин ПТМ-3 общей шириной 180-260 метров длиной 1800 метров с расходом мин на 1 погонный километр -300 штук, что обеспечит вероятность поражения 0.7 ( из 10 танков подорвутся семь).

Скорость движения заградителя при минировании от 5 до 40 км./час. Транспортная скорость определяется скоростью движения груженого автомобиля Зил-131 по соответствующей местности.

Время повторной перезарядки машины силами расчета ( 2 человека) 1.5-2.5 часа, силами саперного отделения (6 человек) 40-60 минут.

Масса неснаряженной машины 8.3 тонны, с полным боекомплектом 10.1 тонны. Габаритные размеры 7.1х2.5х3 метра. Заградитель с установленным обычным для Зил-131 тентом внешне ничем не отличается от обычных транспортных машин и разведка противника не может их идентифицировать.

Разработчик определил состав экипажа машины 2 человека - водитель и оператор. По штатам подразделений, куда входят УМЗ на машину положен один человек - водитель-оператор УМЗ.

Штат отделения УМЗ включает 1 мл.сержанта/сержанта (командир отделения-старший водитель-оператор) 1 ефрейтора (старший водитель-оператор), 1 рядового (водитель-оператор).

От автора. Ну и на закуску, выдержка из американского полевого устава FM-20-32 издания 1999 года (Приложение С Театр минных/контрминных операций ):

Appendix C
Threat Mine/Countermine Operations

. Threat forces can also have ground-emplaced SCATMINE capability. One such system is the UMZ SCATMINE system (Figure C-6). There are three UMZ truck-mounted SCATMINE systems in each combat regiment. The UMZ consists of six firing modules mounted on the back of a Zil-131 truck. Each module has 30 firing tubes, for a total of 180 firing tubes per system. Depending on the type of minefield desired, the UMZ can lay 180 to 11,520 mines without reloading. The UMZ can launch an AT or AP minefield 30 to 60 meters from the vehicle while the truck is driving 10 to 40 kph. It takes two men 1 to 2 hours to reload the UMZ. One UMZ can lay a three-row minefield, 150 to 1,500 meters long, depending on the type of mine that is used

Figure C-6. UMZ SCATMINE system

UMZ vehicles are usually deployed together as a mobile obstacle/mine-laying detachment. The UMZ is used to lay minefields that protect subunit positions and flanks and the boundaries between subunits. UMZ-laid minefields also cover firing lines and gaps in combat formations. The UMZ can quickly close gaps in existing minefields and increase the density of mines on armor avenues of approach.

Это автор напрямую выкусил из FM 20-32 вместе с картинкой. А вот перевод для тех, кто не знает английского :

Приложение C

Театр минных/контрминных операций

. Угрожающие силы могут также установить на землю, используя возможности систем дистанционного минирования. Одна такая система УМЗ SCATMINE (Фиг. C-6). Есть три УМЗ установленные на грузовиках в каждом боевом полку. УМЗ состоит из шести стреляющих модулей, установленных в кузове грузовика Zil-131. Каждый модуль имеет 30 стреляющих труб, общим количеством 180 стреляющих труб в системе. В зависимости от типа желательного минного поля, УМЗ может выложить от 180 до 11,520 мин без перезарядки. УМЗ может запускать противотанковое или противопехотное минное поле от 30 до 60 метров от транспортного средства, в то время как грузовик двигается со скоростью от 10 до 40 км\час. Требуется два человека от 1 до 2 часов, чтобы перезарядить УМЗ. Один УМЗ может класть минное поле тремя рядами, от 150 до 1,500 метров длиной, в зависимости от типа мин, которые используются. УМЗ транспортные средства обычно развертываются вместе как подвижный отряд заграждений. УМЗ используется, чтобы класть минные поля, которые защищают позиции подразделений и фланги и границы между подразделениями. Минные поля выкладываемые УМЗ также прикрывают рубежи ведения огня и промежутки в боевых порядках. УМЗ может быстро закрывать промежутки в существующих минных полях и увеличивать плотность мин на направлениях движения танков. .

Это автор к тому, считают или не считают американцы Российскую Армию своим вероятным противником. Судите сами, имея в виду, что изложено это в 1999 году и не в речи президента, не в газете, а в рабочем военном документе. При переиздании устава в 2001 году в это приложение изменений внесено не было.

Да и к году стало ясно, что дружбы не получилось и отношение США к России продолжало ухудшаться год от года. Вплоть до прямого военного участия в нападении грузинских войск на российских миротворцев в Цхинвале в августе 2008 года. Американские противоракетные системы размещаются в Восточной Европе и в Турции.

Январь г.

Источники

1.Полевой Устав армии США FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters, Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999. Change 2, 22 August 2001. (Appendix C. Threat Mine/Countermine Operations).

2. Полевой Устав армии США FM 5-102. Countermobility. Headquarters, Department of the Army Washington, DC, 14 March 1985

3.Журнал Военный парад . №?-2001г.

4.Инженерные боеприпасы. Книга пятая. Москва. Военное издательство. 1979г.

5.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство МО СССР. Москва. 1976г.

6.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга третья. Военное издательство МО СССР. Москва. 1979г.

7. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.

8.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.

9.Е.С.Колибернов и др. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.

10. Руководство по дистанционному минированию в операции (бою).Военное издательство МО СССР. Москва. 1986г.

---***---

©Веремеев Ю.Г.

От автора. УМЗ сильно напоминает американскую систему Ground Volcano. Вот снимок американского заградителя.

Вот только Зил-131 в качестве базовой машины явно слабовата. Этой бы системе Урал-4320 или КамАз-4310. Да и вариант на МТ-ЛБ или на шасси самоходки Гвоздика не худо бы иметь. Очевидно это все из-за нашей бедности.

Ну ничего, не один, так другой супостат снова нам будет объяснить, что самая дорогостоящая экономия, это экономия на армии. Вот только снова учебу придется оплачивать кровью наших мальчиков, а их у нас с каждым поколением становится все меньше.

Универсальный минный заградитель УМЗ

Во время ведения боевых действий может возникнуть надобность в быстром и плотном минировании опасного направления. Ограничения по времени не позволяют поручать такое задание саперам, поскольку человек имеет невысокую производительность. По этой причине для быстрого минирования сравнительно крупных участков требуется специальная техника. В российских вооруженных силах для этого используются различные авиационные и сухопутные системы. Одним из самых распространенных типов последних является универсальный минный заградитель УМЗ.

Разработка этой инженерной машины велась в конце семидесятых годов под руководством Б.Н. Балашова, А.Б. Погодина, Б.Ф. Черного и Е.М. Осадчего. Целью проекта УМЗ было создание самоходной машины, способной осуществлять дистанционное минирование сравнительно крупных участков внаброс. Новая система минирования должна была использовать существующие кассеты, содержащие мины различного назначения. Результатом проектных работ стало создание комплекта специального оборудования, предназначенного для установки на автомобильное шасси.

Универсальный минный заградитель УМЗ. Фото Saper.etel.ru

В качестве основы для минного заградителя УМЗ был выбран грузовой автомобиль ЗИЛ-131В с бортовым кузовом доработанной конструкции. На грузовой площадке автомобиля предлагалось монтировать все необходимое для минирования оборудование. Использование существующего шасси упростило как строительство, так и эксплуатацию или обслуживание новой техники. Кроме того, такой подход обеспечил заградителю УМЗ ходовые характеристики на уровне другой колесной техники, используемой в войсках.

В кузове базового автомобиля размещаются шесть специальных пусковых устройств. Пусковые устройства монтируются на поворотных устройствах, конструкция которых обеспечивает наведение в двух плоскостях. Поворотное основание обеспечивает круговое наведение в нужном направлении. При этом, однако, перед выполнением минирования расчет машины должен фиксировать пусковое устройство в одном из положений: 0° (параллельно оси машины), 90°, 135°, 180°, 225° и 270°. Аналогичным образом выполняется вертикальное наведение. В зависимости от схемы минирования пусковые устройства могут фиксироваться в положении 0° (параллельно горизонту), 10°, 15°, 30° или 45°.

Поворотное основание пусковых устройств заградителя УМЗ построено без использования каких-либо механических приводов. Наведение устройств на нужные углы осуществляется вручную перед выполнением боевой задачи. После приведения устройства в нужное положение механизмы наведения фиксируются специальными замками. Механизмы наведения разных устройств не связаны между собой, что позволяет наводить их самостоятельно.

Пусковое устройство представляет собой блок в виде призмы с шестиугольным основанием, в которой установлены 30 стволов для установки кассет. Стволы размещены в шесть рядов, от четырех до шести в каждом. В казенной части стволов предусматриваются контакты электрической системы запуска.

Универсальный минный заградитель УМЗ может использовать кассеты для мин нескольких типов. Калибр и размеры стволов позволяют этой машине использовать все имеющиеся на вооружении кассеты дистанционного минирования. В зависимости от типа применяемых кассет УЗМ может устанавливать минные заграждения против пехоты или техники противника.

Кассеты всех существующих моделей представляют собой дюралюминиевый цилиндр диаметром 148 мм длиной 480 мм. Вес такого изделия, в зависимости от типа, достигает 9 кг. Корпус кассеты состоит из основного стакана и крышки. На дне стакана предусматривается пороховой вышибной заряд для выброса мин из кассеты. При выстреле крышка срывается с креплений и улетает в сторону, не мешая минам. Все внутреннее пространство стакана отдается под размещение мин нужного типа.

Существует несколько основных линеек кассет, предназначенных для дистанционного минирования. По своей конструкции они не отличаются друг от друга, все различия заключаются только в боевом снаряжении. Так, кассеты семейства КСФ-1 несут до 72 противопехотных мин ПФМ-1 или ПФМ-1С. Обеспечивается выброс мин на дальность до 30-35 м. Кассеты КСО-1 несут по восемь противопехотных мин ПОМ-1, дальность стрельбы – до 35 м. Кассета КПОМ-2 несет четыре противопехотные мины ПОМ-2 и два вышибных заряда, позволяющие выбрасывать боеприпасы на дальность порядка 100-140 м.

Кассета КПОМ-2. Фото Saper.etel.ru

Для установки противотанковых минных полей предназначаются кассеты линейки КПТМ, содержащие от одной до трех мин ПТМ-1, ПТМ-3 или ПТМ-4. Максимальная дальность минирования с использованием таких кассет – 100 м. Установка противодесантных мин ПДМ-4 осуществляется при помощи кассет КПДМ-4. Дальность стрельбы – до 100 м.

В шесть пусковых устройств минного заградителя УМЗ можно поместить до 180 кассет. В зависимости от поставленной задачи количество выстреливаемых мин может меняться в широких пределах. Кроме того, допускается смешанная зарядка пусковых устройств для создания комбинированных заграждений.

Ввиду отсутствия крупных агрегатов габариты заградителя УМЗ не превышают размеров другой техники на базе шасси ЗИЛ-131В. Общая длина такой машины составляет 7,1 м, ширина – 2,5 м, высота в походном положении – не более 3 м. Снаряженная масса машины составляет 8,3 т. При полной загрузке боекомплекта вес заградителя может достигать 10,1 т. Для маскировки и защиты пусковых устройств бортовой кузов машины может оснащаться дугами, на которых закрепляется тент. Заградитель с тентом не имеет никаких внешних отличий от других грузовиков ЗИЛ-131В.

По своим ходовым характеристикам заградитель УМЗ так же не отличается от другой техники на базе использованного шасси. Максимальная скорость на шоссе составляет 80 км/ч, по грунтовой дороге – до 50 км/ч. Запас хода по топливу достигает 850 км.

УМЗ, вид сбоку. Фото Cris9.armforc.ru

Применение универсального минного заградителя УМЗ выглядит следующим образом. Расчет, состоящий из двух человек, прибывает к месту установки заграждения и готовит машину к работе. Снимается тент и производится загрузка боекомплекта в необходимой конфигурации. На полную загрузку кассет силами расчета уходит порядка полутора-двух часов. Путем привлечения дополнительных рабочих рук срок подготовки к минированию может быть сокращен. После снаряжения пусковые устройства поворачиваются на нужный угол и фиксируются в таком положении. Дальнейшая работа зависит от поставленной задачи. В соответствии с планом минирования водитель проводит заградитель по заданному маршруту со скоростью не более 40 км/ч, а оператор-минер при помощи электрической системы управления контролирует запуск мин.

По команде оператора электросистема пуска воспламеняет вышибной заряд, что приводит к выбросу мин из кассеты. При этом с кассеты срывает крышку, и ее содержимое может вылететь на расстояние до нескольких десятков метров. Вылетевшие мины падают на грунт и взводятся. Дальнейшая их работа зависит от типа используемого взрывателя и т.д. Размеры эллипса рассеивания мин зависят от их типа и количества в кассете. К примеру, противопехотные мины ПФМ-1 разлетаются в пределах эллипса длиной 18-20 м и шириной 8-10 м. Кассета КПОМ-2 с двумя вышибными зарядами обеспечивает разброс четырех мин ПОМ-2 в двух эллипсах шириной до 15 м и общей длиной до 120-140 м.

УМЗ, вид сзади. Фото Cris9.armforc.ru

Конструкция и методика работы УМЗ позволяет проводить минирование в несколько заходов, с перезарядкой пусковых устройств по мере их опустошения. Таким способом можно создавать как однотипное, так и смешанное минное поле. Конкретные типы выстреливаемых и устанавливаемых мин, применяемых при создании заграждения, зависят только от имеющегося задания.

За один проход заградитель УМЗ может выбросить до 180 противотанковых мин ПТМ-3, до 540 противотанковых ПТМ-1, до 720 противопехотных ПОМ-2 или до 12960 противопехотных ПФМ-1. При установке смешанного заграждения путем одновременного отстрела кассет нескольких типов максимальное количество перевозимых мин того или иного типа сокращается.

На практике подобные возможности заградителя выглядят следующим образом. При полной загрузке кассетами КСФ-1 с противопехотными минами ПФМ-1 (180 кассет по 72 мины в каждой) машина УМЗ может «засеять» участок (минирование в одну полосу) шириной до 30 м и длиной до 5 км. В таком случае на погонный метр полосы минирования приходится до 2,6 мины, что дает вероятность поражения противника на уровне 30%.

Учебный вариант противопехотной мины ПФМ-1. Фото Wikimedia Commons

Возможность изменения угла возвышения пускового устройства позволяет расчету машины производить минирование как в одну полосу, так и в две или в три. Для этого следует устанавливать пусковые устройства на различный угол возвышения. В зависимости от имеющегося задания расчет заградителя УМЗ, в том числе действуя в несколько заходов, может создать крупное минное поле, предназначенное для поражения живой силы и/или техники противника. Путем параллельного использования нескольких заградителей можно сокращать время установки мин или увеличивать размеры минного поля.

В начале восьмидесятых годов универсальный минный заградитель УМЗ был принят на вооружение Советской армии. Вскоре началось полномасштабное серийное производство таких машин с распределением техники между частями инженерных войск. Эксплуатация машин УМЗ продолжается до сих пор. Удачный выбор базового шасси, простая, но эффективная конструкция пусковых устройств и использование универсальных кассет обеспечивают приемлемое удобство эксплуатации и гибкость применения по прямому назначению. Заградители УМЗ используются до сих пор, но уже готовится замена для них. Не так давно была создана новая машина аналогичного назначения. На недавней выставке «Армия-» был впервые представлен минный заградитель УМЗ-К на новом колесном шасси.

Источники: http://www.saper.etel.ru/texnica/umz.html, http://topwar.ru/77637-universalnyy-minnyy-zagraditel-umz.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением