Т 64 И Т 72 Внешние Отличия



т 64 и т 72 внешние отличия

Танки Т-72 на Украине

Танки Т-72А вблизи Львова в июне г. на учениях 3-го тербата.

Ukrainian T-72A tanks in June .

Танк Т-72Б За Горловку антиправительственных сил (Новороссии).

T-72B tank Za Gorlovku of Novorossian army.

Распространено мнение, что на Украине нет Т-72. Разберем эту ошибку.

СССР в наследство Украине оставил более 1300 танков Т-72 различных модификаций. Длительное время эти боевые машины эксплуатировались в частях национальной армии, в том числе применялись во время миротворческой операции на территории бывшей Югославии. Кроме этого, продажа нижнетагильских семьдесятдвоек за рубеж стала одним из основных направлений экспорта вооружений украинского государства. Было продано около 700 украинских Т-72. Машины поставлялись как в страны бывшего СССР (Азербайджан, Грузия, Туркмения), так и в дальнее зарубежье (Алжир, Кения, Македония, Уганда, Южный Судан, Эфиопия и др.).

В самой же Украине было принято решение основным боевым танком сделать харьковский Т-64, а имеющиеся в войсках семьдесятдвойки были выведены на базы хранения. С началом обострения обстановки в стране в войска была направлена вся более-менее исправная техника, поэтому в боевых порядках украинской армии можно было видеть не только распространенные Т-64, БМП-2, БТР-80 и устаревшие БМП-1 и БТР-70, но и редкие Т-72, Т-80УД и БМП-3. ВСУ и нацгвардия в настоящее время испытывают острую недостачу бронетехники.

Фотографии с этой страницы есть на украиских ресурсах, желающие доказательств - воспользуйтесь гуглопоиском картинок.

Промышленность Украины хотя и была разграблена за время независимости, но её оставшийся танкостроительный потенциал еще высок.

Львовский танкоремонтный завод (ЛБТРЗ) специализируется на модернизации и капремонте Т-72, Т-72а, Т-72б, Т-62, Т-55, Т-55м, Т-55мв, Т-54, Т-54б, Т-54м (в т.ч. и установка системы динамической защиты Контакт и системы постановки дымовых завес «Туча»).

Т-72 (Т-72-УА1, Т-72-УА4, Т-72-УМГ и др.) подготавливаются к продаже и на Киевском бронетанковом заводе (КБТЗ). По скандальным материалам украинской прессы, как минимум один из них летом -го был продан налево. Догадываетесь - кому? Вооще, советское время КБТЗ имел свою специализацию – модернизация и ремонт танков Т-72, в отличие от ХЗТМ, ориентированного на Т-64.

Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева (ХЗТМ) специализируется на проведении капитальных ремонтов и модернизации танков Т-64, Т-80, Т-72 (Т-72Е, Т-72-АГ, Т-72-АМГ, Т-72-МП, Т-72-120 и др.) и танковых двигателей 5ТДФ и ГТД-1250. На его складах огромное количество танков (посмотрите викимап - впечатляет), в т.ч. много Т-72. В году Ангола прислала на модернизацию в Харьков танки Т-72, и их тут же использовали в АТО .

В Харькове есть так же и 115-й БТРЗ со своим складом под окрытым небом.

На базе хранения в Артемовске Донецкой области (1282-я центральная база резерва танков, в/ч А-2730) имелось достаточно большое количество боевых машин Т-72АВ, Т-72Б, Т-80БВ, Т-62, Т-64БВ, ПТ-76Б, БТР-70, БТР-80, БМП-1, БМП-2, БМП-3, БРЭМ-2, БТС-4А, 2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация», БМ-21 «Град», 2С9 «Нона». Всего сотни единиц техники. Они в разной степени сохранности, но ведь можно из нескольких неисправных танков собрать один боеспособный. В начале июня были сообщения о (якобы отбитых) попытках штурма базы сепаратистами. Вероятнее всего, это были инсценировки, а бронетехника была спокойно приведена в боеготовность и заранее продана ополченцам.

Донецкий казенный завод химических изделий (ДКЗХИ) изготовляет элементы динамической защиты танков.

О готовности модернизировать и ремонтировать танки Т-72 заявляет и киевское научно-производственное предприятие «Экопроф».

Проходила информация о поставке на Украину Т-72 из Венгрии и Болгарии уже после начала АТО , но это не подтверждено.

Внешние (визуальные) отличия танков:

Корпуса и башни Т-64 и Т-72 аналогичны, основное внешнее различие - ходовая часть (у Т-64 катки заметно меньшего размера и выпуклые, у Т-80/84 катки незначительно больше и вогнутые, у Т-72/90 катки большие и вогнутые). ИК-прожекторы на Т-64 устанавливаются слева от орудия, на Т-72 - справа, а на Т-90 - с обеих сторон (последние модификации Т-72 и Т-90 прожекторов Луна , Штора не имеют). У Т-72/90 выхлоп двигателя - над задним левым опорным катком, у Т-64 и Т-80 - выхлоп на корме. Спереди на Т-72 один триплекс, а на Т-80 их три. Зенитные пулеметы на Т-64, Т-80, T-84 и Т-90 в походном положении смотрят вперед, а на Т-72 - назад.

Ukrainian tank T-72 at Ilovaisk.

Украинский танк Т-72 под Иловайском. На основании наличия на нём  комплекса ДЗ Контакт-5 (принят на вооружение в 1986 году - до развала СССР). французского тепловизора Thales и белорусского многоканального прицела Сосна-У его пытаются выдать за трофейный российский Т-72Б3. Всё это оборудование доступно не только в РФ, и мощное украинское танкостроительное производство вполне способно монтировать его на имеющиеся на складах Т-72 (хотя бы в единичных экземплярах), не говоря уж об изготовлении муляжей. Контакт-5 не является исключительно российской защитой: со времен Советского Союза она осталась как минимум ещё и на белорусских и казахских танках также Контакт-5 эскпортируется в Индию и т.д. Сотрудничество в оборонной сфере Белоруси и Казахстана с Украиной - не секрет, как и взаимная торговля военными товарами.

На данном танке нет метеостойки (хотя датчики ветра ДВЕ-БС выпускались даже «Укроборонпромом»). Гусеничная лента с параллельным шарниром штатно ставится на украинские Т-64.

По показанному в видео номеру можно лишь определить, что это Т-72 производства 1989 г, что не подтверждает ни одну из версий, т.к. модернизируются танки зачастую спустя десятилетия. Также, фото и видео с ним есть только с белыми полосами АТО. Довольно странно, что при наличии почти у каждого солдата телефона с камерой, такой неординарный трофей начали снимать только отложив кисточки с белой краской - после нанесения украинских элементов опознавания.

Танк Т-72Б войск ДНР.

T-72B tank of Donetsk People's Republic.

Ukrainian T-72B1 tank in September .

Танк Т-72Б1 батальона Днепр-1 в сентябре . Якобы, тоже трофей, но тоже есть фото только с белыми полосами.

            Вообще, споры по поводу Т72 с евромайдановцами протекают так:

На Украине нет семьдесятдвоек! - показываем фото президента Украины на фоне Т-72.

Это единичный экземпляр, больше нет! - показываем фото баз хранения, буквально забитых танками.

Это всё уже не ездит! - показываем фото Т-72 в войсках (ВСУ/НГУ).

Но в зоне АТО их нет! или Они там другой модификации! - показываем фото Т-72 с белыми полосами 'АТО' и нужной модели.

Да это же трофеи, отбитые у армий вторжения из РФ! . нда. жертв укропропаганды переубедить фактами невозможно.

Еще белые круги на подбитой технике - опознавательные знаки российских захватнических орд! - полно фото именно техники ВСУ с белыми кругами.

Еще зомби любят показывать коллаж The British Embassy in Ukraine Trolls Russia on Twitter , как доказательство присутствия Т 72 злых рашистов на Донбассе. Правда, на одной фотографии из трёх приведенных запечатлен вообще-то Т-64, но англичан это не смущает. Также, зададимся вопросом - почему британское посольство предпочитает троллить в твиттере, а не предъявлять доказательства официально? М.б. потому, что это - шитые белыми нитками фэйки? То же касается и правительства Украины - где ноты, если есть что предъявить?

ХБТЗ - склад танков Т-72b и Т-64 под открытым небом в Харькове.

Former Soviet tanks T-72б and T-64 at Ukrainian factory in Kharkov.

Танк Т-72Б 1-й опер-бригады НГУ в Новых Петровцах, июль .

Tank T-72b of Ukraine national guards.

Модернизированные танки Т-72 на Киевском бронетанковом заводе (КБТЗ).

Upgraded Ukrainian tanks T-72 at Kiev armor factory (KBTZ).

Ukrainischer Panzer T-72 foto.

Танк Т-72УА-1 с двигателем 5ТДФМА-1 на Киевском бронетанковом заводе (КБТЗ).

Ukrainian tank T-72UA-1 with 5TDFMA-1 engine at Kiev tank factory (KBTZ).

Танки Т-72Б на базе хранения в Артемовске (в/ч А2730).

Former Soviet tanks T-72B at Ukrainian reserve base in Artyomovsk.

Танки Булат и Т-72 (семь Т-72АВ, два Т-72УА1 и один Т-72Б1) украинской армии. Декабрь . Обратите внимание на летний камуфляж.

Tanks Bulat and T-72AV of Ukrainian army.

Украинский танк Т-72Е1 на выставке.

Tank T-72E1 of Ukraine.

Украинский танк Т-72МП - фото.

Tank T-72MP of Ukraine - photo.

Основной боевой танк Т-72

Модификации основного боевого танка Т-72

Т-72 (1973 г.) - базовый образец

Т-72К (1973 г.) - командирский танк

Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов

Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72

Основные отличия:

лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.

Т-72АК (1979 г.) - командирский танк

Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты

Т-72М1 (1982 г.) модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя

Т-72АВ (1985 г.) вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой

Т-72Б (1985 г.) модернизирован-ный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения

Т-72Б1 (1985 г.) вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле.

С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находился танк Т-72Б и его экспортный вариант Т-72С.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.

На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

История создания танка Т-72

Начало процессу создания танка Т-72 положило постановление Совета министров СССР от 15 августа 1967 года Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для их производства , в соответствии с которым предусматривалось организовать серийный выпуск танков Т-64 не только на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева (ХЗТМ), но и на других предприятиях отрасли, в том числе и на Уралвагонзаводе (УВЗ), где в это время выпускался средний танк Т-62. Принятие этого постановления было логически продиктовано развитием советского танкостроения в период 1950-1960-х годов. Именно в те годы высшим военно-техническим руководством страны Д.Ф. Устиновым, Л.В. Смирновым, С.А. Зверевым и П.П. Полубояровым (маршал бронетанковых войск, с 1954 по 1969 год - начальник бронетанковых войск Советской Армии) была сделана безальтернативная ставка на танк Т-64, разработанный в КБ-60 (с 1966 года — Харьковское конструкторское бюро по машиностроению — ХКБМ) под руководством А.А. Морозова.

Идея, которую в течение 20 лет пытался реализовать А.А. Морозов, заключалась в том, чтобы повысить уровень основных тактико-технических характеристик танка без увеличения его массы. Опытный образец танка, созданный в рамках этой идеи - объект 430 - появился в 1957 году. На этой машине были применены новые технические решения, к числу которых в первую очередь необходимо отнести установку двухтактного Н-образного двигателя 5ТД и использование двух малогабаритных пятискоростных коробок передач. Эти технические решения позволили заметно сократить как объем МТО, так и весь забронированный объем танка до беспрецедентно малых значений - 2,6 и 10 м3 соответственно. С целью удержания боевой массы танка в пределах 36 т были предприняты шаги для облегчения ходовой части: введены опорные катки малого диаметра с внутренней амортизацией и дисками из алюминиевого сплава и укороченные торсионы. Полученные за счет этих нововведений экономия массы позволила усилить броневую защиту корпуса и башни.

С самого начала испытаний объекта 430 выявилась ненадежность работы двигателя 5ТД. Заложенная в его конструкцию высокая теплонапряженность цилиндро-поршневой группы в сочетании с повышенным сопротивлением на выпуске приводили к частым нарушениям нормального функционирования поршней и выходу из строя выпускных коллекторов. Кроме того, выяснилось, что при наиболее вероятной температуре воздуха (+25 С и ниже) двигатель нельзя было запустить без предварительного разогрева с помощью подогревателя. Выявилось немало конструктивных недостатков и в облегченной ходовой части танка.

К тому же, еще на стадии проектирования объект 430 стал отставать по своим ТТХ от последних зарубежных образцов. К 1960 году на эти работы уже были затрачены немалые средства, и прекращение их означало бы признание ошибочности всех прежних решений. Как раз в этот момент А.А. Морозов представил технический проект танка объект 432 . По сравнению с объектом 430 он включал в себя много новшеств, в том числе: 115-мм гладкоствольную пушку с раздельно-гильзовым заряжанием механизм заряжания пушки, позволивший сократить число членов экипажа до 3 человек комбинированную броню корпуса и башни, а также противокумулятивные бортовые экраны форсированный до 700 л.с. двухтактный дизель 5ТДФ и многое другое.

В начале 1962 года было изготовлено опытное шасси объекта 432 . После установки технологической башни, начались ходовые испытания. Первый комплектный танк был готов в сентябре 1962 года, второй - 10 октября. Уже 22 октября один из них был представлен на полигоне в Кубинке высшему руководству страны. При этом Н.С. Хрущев получил заверения о скором начале серийного производства нового танка, как вскоре выяснилось необоснованные. В 1962-1963 годах были изготовлены шесть опытных образцов танка объект 432 . В 1964 году была изготовлена опытно-промышленная партия танков в количестве 90 единиц. В 1965 году заводские цеха покинули еще 160 машин.

Но все это были не серийные танки. В марте 1963 и в мае 1964 года объект 432 предъявляли на государственные испытания, но он их не выдержал. Только осенью 1966 года государственная комиссия сочла возможным принять танк на вооружение под обозначением Т-64, что было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 декабря 1966 года. Все 250 машин, изготовленные в 1964-1965 годах, спустя четыре года были списаны.

Танк Т-64 выпускался недолго - до 1969 года - в 1963 году началась работа над танком объект 434 . Велась она практически параллельно с доводкой объекта 432 : в 1964 году был закончен техпроект, в 1966-1967 годах изготовили опытные образцы, а в мае 1968 года танк Т-64А, вооруженный 125-мм пушкой Д-81, был принят на вооружение.

В постановлении Совмина СССР от 15 августа 1967 года шла речь и о выпуске резервного варианта танка Т-64. Он понадобился из-за недостатка мощностей для производства двигателей 5ТДФ в Харькове, которые не могли обеспечить объем производства танков Т-64 на других заводах в мирное и военное время.

Уязвимость харьковского варианта силовой установки с мобилизационной точки зрения была очевидной не только для оппонентов, но и для сторонников, включая самого А.А.Морозова. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что проектирование резервного варианта велось А.А.Морозовым с 1961 года. Эта машина, получившая обозначение объект 436 , а после некоторой доработки - объект 439 , разрабатывалась довольно вяло. Тем не менее, в 1969 году были изготовлены и испытаны четыре опытных образца танка объект 439 с новым МТО и двигателем В-45, усовершенствованной версией дизеля семейства В-2.

Средний танк Т-64А (объект 434) образца 1969 года

К началу 1970-х годов в министерстве обороны накопились серьезные сомнения по вопросу о том, стоит ли вообще выпускать танки Т-64 с двигателем 5ТДФ. Уже в 1964 году этот двигатель на стенде стабильно отрабатывал 300 моточасов, но в условиях эксплуатации на танке моторесурс двигателя не превышал 100 моточасов! В 1966 году после межведомственных испытаний был установлен гарантийный ресурс в 200 моточасов, к 1970 году он возрос до 300 моточасов. В 1945 году двигатель В-2 на танке Т-34-85 отрабатывал примерно столько же, а зачастую и больше! Но и эти 300 часов двигатель 5ТДФ не выдерживал. За период с 1966 по 1969 год в войсках вышли из строя 879 двигателей. Осенью 1967 года во время испытаний в Белорусском военном округе двигатели 10 танков разрушились буквально за несколько часов работы: елочные иголки забили циклоны воздухоочистки, а затем пыль растерла поршневые кольца. Летом следующего года пришлось проводить новые испытания в Средней Азии и вводить новую систему очистки воздуха.Министр обороны СССР А.А. Гречко в 1971 году перед ускоренными войсковыми испытаниями пятнадцати танков Т-64 заявил харьковчанам:

Это ваш последний экзамен. По результатам ускоренных войсковых испытаний 15 танков будет принято окончательное решение - быть или не быть двигателю 5ТДФ . И только благодаря успешному завершению испытаний и увеличению гарантийного моторесурса до 400 часов конструкторская документация двигателя 5ТДФ была утверждена для серийного производства.

В рамках модернизации серийных танков в КБ УВЗ под руководством Л.H. Карцева был разработан и изготовлен опытный образец танка Т-62 со 125-мм пушкой Д-81 и автоматом заряжания нового, так называемого безкабинного, типа. Л.H. Карцев описывает эти работы и свои впечатления от ознакомления с автоматом заряжания танка Т-64

Как-то на бронетанковом полигоне я решил посмотреть на этот танк. Залез в боевое отделение. Автомат заряжания и укладки выстрелов в башне мне не понравились. Выстрелы располагались вертикально вдоль погона башни и серьезно ограничивали доступ к механику-водителю. В случае ранения или контузии эвакуировать его из танка было бы довольно трудно. Сев на место водителя, я почувствовал себя как в западне: кругом металл, возможность общения с другими членами экипажа сильно затруднена. Приехав домой, я поручил конструкторским бюро Ковалева и Быстрицкого разработать новый автомат заряжания для танка Т-62. Товарищи отнеслись к работе с большим интересом. Была найдена возможность укладки выстрелов в два ряда, под вращающимся полом, что улучшало доступ к механику-водителю и повышало живучесть танка при обстреле. К концу 1965 года мы закончили отработку этого автомата, но вводить его не имело смысла, поскольку к этому времени вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о постановке на производство у нас харьковского танка. Так как харьковчане никак не могли довести свой танк до кондиций серийного производства, мы решили в возможно короткие сроки установить 125-мм пушку с отработанным у нас для 115-мм пушки автоматом заряжания в танк Т-62. По внешним габаритам обе пушки были одинаковыми. Обычно все свои инициативные работы мы приурочивали к каким-либо юбилейным датам. Эту работу посвятили 50-й годовщине Октябрьской революции. Вскоре был изготовлен один опытный образец танка Т-62 со 125-мм пушкой .

Опытный танк объект 167 1961 г.

Шасси этой машины послужило основой для создания ходовой части танка Т-72.

Вместе с моторным КБ Челябинского тракторного завода, руководимого И.Я. Трашутиным, была изучена возможность форсирования двигателя семейства В-2 до мощности 780 л.с. за счет наддува. На одном из опытных образцов ( объект 167 ) была установлена и испытана усиленная шестикатковая ходовая часть. Роль объекта 167 в судьбе будущей семьдесятдвойки весьма значительна. На этом танке были установлены: 700-сильный дизель В-26 с усиленной трансмиссией, новая ходовая часть (6 опорных и 3 поддерживающих катка на борт) с повышенной плавностью хода, новый генератор, система гидро-сервоуправления агрегатами трансмиссии и противорадиационный подбой. Поскольку введение этих новшеств увеличивало массу машины, то для сохранения ее в пределах до 36,5 т пришлось несколько ослабить броневую защиту. Толщина нижнего лобового листа корпуса была уменьшена со 100 до 80 мм, бортов - с 80 до 70 мм, кормового листа - с 45 до 30 мм. Первые два танка объект 167 были изготовлены осенью 1961 года. Они успешно прошли сначала полномасштабные заводские, а затем и полигонные испытания в Кубинке. Танк рекомендовали к принятию на вооружение, но заместитель министра обороны маршал В.И. Чуйков и заместитель председателя государственного комитета по оборонной технике С.Н. Махонин дали ему в целом неудовлетворительную оценку. В частности в качестве главного недостатка отмечалась частичная потеря взаимозаменяемости с танками Т-55 и Т-62. В нижнетагильском КБ этот упрек восприняли всерьез и попробовали создать машину с большей преемственностью ходовой части. Так появился объект 166М .

От серийного Т-62 эта машина отличалась главным образом установкой двигателя В-36Ф мощностью 640 л.с. и улучшенной подвеской. Ходовая часть включала пять опорных и три поддерживающих катка на борт. Опорные катки были идентичны с примененными на объекте 167 . Несмотря на то, что скорость движения по сравнению с Т-62 возросла, испытания показали бесперспективность такого варианта ходовой части. Преимущество шестикатковой конструкции стали очевидны.

Ни объект 167 , ни объект 166М до уровня объекта 434 не дотягивали и в качестве полноценной альтернативы харьковскому танку рассматриваться никак не могли. Такой альтернативой стал только объект 167М или Т-62Б. Проект этого танка рассматривался научно-техническим советом ГКОТ 26 февраля 1964 года. Новая машина, заявленная Л.Н. Карцевым как модернизация серийного танка, существенно отличалась от Т-62. Она имела корпус и башню с комбинированной броне-защитой лобовой проекции, ходовую часть объекта 167 , 125-мм гладкоствольную пушку Д-81 со стабилизатором Ливень , автомат заряжания карусельного типа, двигатель типа В-2 мощностью 780 л.с. с нагнетателем, усовершенствованные радиаторы, воздухофильтры, топливную и масляную системы, а также усиленные агрегаты трансмиссии. Однако, совещание отклонило проект нового танка.

Тем не менее к концу 1967 года на Уралвагонзаводе был опробован и отрабатан целый ряд компонентов основного боевого танка. На одном из серийных танков Т-62 был установлен и испытан автомат заряжания (тема Желудь ) вкупе со 125-мм пушкой. Эта машина получила внутризаводское обозначение Т-62Ж.

Первый образец танка объект 172 был изготовлен летом 1968 года, второй - в сентябре. От танка Т-64А они отличались полностью перекомпонованным боевым отделением, так как электро-гидро-механический механизм заряжания танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания с механизмом выброса поддонов, и установкой челябинского двигателя В-45К. Все остальные узлы и агрегаты были перенесены с харьковского танка, а точнее - остались на месте, так как первые объекты 172 представляли собой переделанные шестьдесятчетверки . До конца года оба танка прошли полный цикл заводских испытаний и обкатку на полигоне Туркестанского военного округа. Динамические характеристики танков были достаточно высокими: средняя скорость по шоссе составляла 43,4-48,7 км/ч, максимальная достигала 65 км/ч.

Летом 1969 года машины прошли еще один цикл испытаний, как в Средней Азии, так и в европейской части России. В ходе испытаний ряд агрегатов работал ненадежно, в том числе автомат заряжания, системы очистки воздуха и охлаждения двигателя. Ненадежно работала и штампованная харьковская гусеница. Эти недостатки были частично устранены на трех вновь изготовленных танках объект 172 , которые в первой половине 1970 года проходили обкатку на заводском полигоне, а затем - в Закавказье, Средней Азии и Подмосковье.

Опытный танк объект 172 1968 г.

Работа с танками объект 172 (всего их было изготовлено 20 единиц) продолжалась до начала февраля 1971 года. К этому времени разработанные в Нижнем Тагиле узлы и агрегаты были доведены до высокого уровня надежности. Автоматы заряжания имели один отказ на 448 циклов заряжания, то есть их надежность примерно соответствовала среднестатистической живучести 125-мм пушки Д-81Т (600 выстрелов калиберным снарядом и 150 - подкалиберным). Единственной проблемой объекта 172 оставалась ненадежность ходовой части из-за систематического выхода из строя гидроамортизаторов, опорных катков, пальцев и траков, торсионов и направляющих колес .

Тогда в КБ УВЗ, которое с августа 1969 года возглавлял В.Н. Венедиктов, было решено использовать на объекте 172 ходовую часть от объекта 167 с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением объект 172М . Двигатель, форсированный до 780 л.с. получил индекс В-46. Была введена двухступенчатая кассетная система воздухоочистки, аналогичная применявшейся на танке Т-62. Масса объекта 172М возросла до 41 т. Но динамические характеристики остались на прежнем уровне за счет увеличения мощности двигателя на 80 л.с. емкости топливных баков на 100 л и ширины гусеницы на 40 мм. От танка Т-64А были сохранены только положительно зарекомендовавшие себя конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и дифференцированной броней и трансмиссия.

С ноября 1970 по апрель 1971 года танки объект 172М прошли полный цикл заводских испытаний и затем 6 мая 1971 года были представлены министрам обороны А.А. Гречко и оборонной промышленности С.А. Звереву. К началу лета была выпущена установочная партия из 15 машин, которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания. После окончания испытаний появился Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 г.

В его заключительной части говорилось:

1. Танки испытания выдержали, но ресурс гусеницы 4500-5000 км недостаточен и не обеспечивает требуемую ходимость танка 6500-7000 км без замены гусениц.

2. Танк 172М (гарантийный срок - 3000 км) и двигатель В-46 - (350 м/ч) работали надежно. В процессе дальнейших испытаний до 10000-11000 км большинство узлов и агрегатов, в том числе двигатель В-46 работали надежно, однако ряд серьезных узлов и агрегатов показали недостаточные ресурсы и надежность.

3. Танк рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство при условии устранения выявленных недостатков и проверки эффективности их устранения до серийного производства. Объем и сроки доработок и проверок должны быть согласованы между Министерством обороны и Министерством оборонной промышленности .

Опытный танк объект 172М 1971 г.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года объект 172М был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 Урал . Соответствующий приказ министра обороны СССР увидел свет 13 августа 1973 года. В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин.

Источники: http://wio.ru/anti/t-72.htm, http://outgun.ru/weapon/Military_weapon/history153/history157/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением