Системы Залпового Огня России И Нато Сравнение



системы залпового огня россии и нато сравнение

«Сплав» «Града», «Урагана», «Смерча».

я центральной улице Тулы я заприметил на одном из домов памятную доску, установленную в честь «видного советского конструктора, Героя Социалистического Труда Александра Никитовича Ганичева». Не удержался, спросил у прохожего — чем прославился Ганичев? Тот недоуменно пожал плечами. Другой предположил, что он скорее всего трудился на знаменитом Оружейном заводе. А вот третий загадочно улыбнулся.

После Великой Отечественной войны конструкторы некоторое время разрабатывали РСЗО, развивая схему установки залпового огня с открытыми направляющими. Если из прославленной «Катюши» БМ-13 («ТМ» № 5 за 1985 г.) выпускались неуправляемые 132-мм снаряды, то из появившихся в начале 50-х годов БМ-14 и БМ-24 — турбореактивные. После того, как такой снаряд сходил с направляющей, часть пороховых газов устремлялась не только назад, но и в сторону, заставляя его вращаться подобно пуле, что придавало ему устойчивость в полете. А вот дальнобойность была ограничена — для ее увеличения требовалось нарастить массу твердого топлива двигателя, то есть удлинить снаряд, но тогда он становился неустойчивым.

К середине 50-х годов понадобились РСЗО именно с большей дальнобойностью, чтобы заменить устаревающие «катюши». Поскольку занимавшиеся ими специалисты Реактивного НИИ уже переключились на создание космической техники, в 1957 году объявили конкурс на проект системы, которая могла бы вести огонь на расстоянии 20 км. Победу в нем и одержало тульское предприятие, возглавляемое А.Н.Ганичевым.

— К тому времени Ганичев создал принципиально иную технологию изготовления гильз для артиллерийских снарядов методом глубокого вытягивания, — вспоминает конструктор Н.С.Чуков — Они выходили особо прочными, со стенками одинаковой толщины. Вот Ганичев — после войны он работал в наркомате боеприпасов — и предложил применить этот метод для производства корпусов реактивных снарядов и трубчатых направляющих.

После 1958 года новая боевая машина успешно прошла испытания и в 1963 году была принята на вооружение под обозначением БМ-21 «Град». Ее артиллерийская часть — пакет с 40 трубчатыми направляющими, смонтирован на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости «Урал-375» на поворотном и подъемном устройствах. Последнее служит для придания направляющим наклона, соответствующего заданной дальности стрельбы.

Главной же особенностью «Града», помимо трубчатой пусковой, стал 122 мм снаряд. В отличие от турбореактивных он в полете не вращался — устойчивость ему обеспечивало раскрывающееся при выходе из направляющей хвостовое оперение. Поэтому снаряд смогли выполнить удлиненным, увеличив дальность стрельбы и усилив осколочно-фугасную боевую часть с контактным взрывателем. В 1971 году боекомплект пополнили зажигательным снарядом.

Боевое крещение «Град» прошел при известных событиях у острова Даманский. Тогда же к тулякам обратилось командование Воздушно-десантных войск, заказав подобную РСЗО, только полегче и компактнее, подходящую для перевозки на транспортных самолетах или сбрасывания под парашютом на платформе, оборудованной системой мягкой посадки. «Град-В» сделали 12-ствольным на шасси грузовика ГАЗ-66, а потом и на базе гусеничной машины. Осколочно-фугасный снаряд был тот же.

Послевоенная РСЗО БМ-24. Калибр — 240 мм, масса снаряда — 110 кг, число направляющих — 12, дальность стрельбы -11 км. База — трехосный автомобиль ЗИЛ-151.

«Град» относится к дивизионным артсистемам. Однако военным понадобилась полковая установка, более маневренная, с несколько меньшей (до 15 км) дальностью стрельбы. И в 1976 году из стен Государственного научно-производственного предприятия «Сплав» (так стала именоваться гильзовая «фирма») вышла боевая машина «Град-1». Ее выполнили с 36 направляющими на базе серийного грузовика ЗИЛ-131, а позже опять-таки на гусеничном шасси. Аналогичные 122-мм снаряды несколько модернизировали. В осколочно-фугасном предусмотрели гак называемые готовые осколки — при сборке на заводе оболочка его разрывающейся части заранее надрезалась на дольки. А в зажигательный ввели 180 элементов (естественно, зажигательных), которые при взрыве рассеивались на местности.

Спустя 11 лет на основе хорошо зарекомендовавшего себя и проверенного а деле «Града» выпустили 50-ствольную «Приму», смонтированную на трехосном «Урале-4320». Расчет из трех человек может выпустить 122-мм снаряды поодиночке, очередью или залпом (не сразу, иначе машина опрокинется, а за полминуты), накрыв на дистанции от 5 до 20 км любые цели на площади 190 тыс.кв.м. Есть и новинка — когда осколочно-фугасный применяется по первому, указанному в его имени назначению, его отделяющаяся боевая часть разбрасывает 36 боевых элементов. Те опускаются на парашютах и взрываются при ударе о землю. Так было сначала, теперь же — на некоторой высоте, отчего действие всех 2450 осколков стало куда эффективнее. И еще — если на «Градах» вид срабатывания (осколочный или фугасный) каждого снаряда приходилось устанавливать вручную, то на «Приме» эту операцию (а также регулировку времени отделения боевой части) оператор выполняет с пульта, размещенного в кабине машины.

Однако мы несколько забежали вперед. Помимо полковой, военным требовалась и более мощная, армейская РСЗО. На «Сплаве» работу над ней завершили в 1975 году. Речь идет об «Урагане». На шасси четырехосного ЗИЛ-135ЛМ разместили пакет с 16 направляющими для 220-мм осколочно-фугасных снарядов (со 100-килограммовой боевой частью), осколочно-фугасных кассетных (с 30 поражающими элементами) и зажигательных. Залп, произведенный всего за 20 с на дистанцию от 10 до 20 км, поражает все, что находится на территории в 426 тыс.кв.м.

А в 1980 году специалисты «Сплава» нашли «Урагану» новое применение — они впервые предложили минировать вражескую территорию из ракетных установок (что позже подхватили за рубежом). Были созданы снаряды, начиненные 24 противотанковыми или 312 противопехотными минами, которые рассеиваются на местности подобно осколочным или зажигательным боевым элементам. Операция проводится издалека, не подвергая опасности саперов, да, возможно, еще и внезапно, чтобы, скажем, упредить изготовившиеся к атаке части противника.

В РСЗО «Ураган» входит транспортно-заряжающая машина ЗИЛ-135ЛМ, на которой перевозят один боекомплект перегружают же увесистые 5-метровые «сигары» в направляющие не вручную, как на «Граде», а с помощью бортового 300-килограммового крана.

Таким образом, к началу 80-х годов ГНПП «Сплав» оснастило Вооруженные Силы комплексом РСЗО — полковым «Град-1», дивизионным «Град» и армейским «Ураган». Настала пора взяться за самые мощные установки — Резерва Главного командования.

РСЗО «Прима». Калибр — 122 мм, масса снаряда — 70 кг, длина снаряда — 3037 мм, число направляющих — 50, дальность стрельбы — от 5 до 20 км, площадь поражения — 190 тыс.кв.м. Боевая машина на базе «Урал-4320». масса — 13.9 т. скорость — 85км/ч, расчет — 3 человека.

Реактивная система залпового огня HIMARS

Материалы предоставлены: Материалы предоставлены: С.В. Гуров (г.Тула), Материалы по контрактам из Forecast International подготовлены совместно со студенткой-практиканткой Тульского Государственного Университета (группа 730882) Петрухиной М.И.

Система HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System) – реактивная система залпового огня повышенной мобильности, предназначеная для поражения районов сосредоточения артиллерийских систем, систем противовоздушной обороны, узлов технической поддержки, грузовых автомобилей, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, а также обеспечения поддержки районов сосредоточения собственных войск и средств обеспечения. Создание HIMARS вызвано необходимостью оснащения частей и подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск и сил быстрого развертывания высокомобильными пусковыми установками, пригодными для переброски по воздуху на любой театр военных действий.

В середине 80-х годов XX века Loral Vought Systems начала исследовать возможность разработки и интеграции шестиствольного транспортно-пускового контейнера для пуска снарядов калибра 227 мм с целью его монтажа на гусеничных и колесных шасси автомобилей меньшей грузоподъемности. Эта попытка – программа по высокомобильной артиллерийской реактивной системе HIMARS – была нацелена на создание системы с возможностью воздушной транспортировки посредством военного транспортного самолета С-130. В декабре 1989 года, операция Just Сause в Панаме ясно продемонстрировала необходимость такой возможности. В июне 1990 года, армия США начала составлять требования для легковесного варианта системы MLRS на шасси грузового автомобиля(ей). Опытный образец был впервые продемонстрирован в сентябре 1994 года. В начале 1996 года командование управляемым вооружением армии США заключило с компанией Lockheed Martin Missiles и Fire Control 22,3-миллионный контракт на сборку опытных образцов боевых машин РСЗО HIMARS. По условиям 53-месячного контракта специалисты компании собрали четыре опытных образца боевых машин и три из них передали на двухгодичные испытания заказчику. Четвертая машина была оставлена для испытаний у разработчика. В июле 1998 года специалистами сухопутных войск США успешно произведены стрельбовые испытания ракеты комплекса ATACMS с помощью опытного образца боевой машины РСЗО HIMARS.

Производственные квалификационные испытания (серия II) системы начались в ноябре 2003 года и включали стрельбы неуправляемым реактивным снарядом М26. ракетами MGM-140B (Block IA) и MGM-164A (Block II) оперативно-тактического комплекса ATACMS и управляемыми реактивными снарядами системы MLRS. Однако не сообщалось и не сообщается деталей, в частности, о возможности использования одного и того же шасси для монтажа ТПК для стрельбы снарядами различных калибров, т.к. возникает мнение, что на платформе одного шасси одного типа шасси возможен монтаж только ТПК со снарядами одного калибра. В январе 2004 года производственные испытания опытного образца боевой машины системы HIMARS на соответствие тактико-техническому заданию завершились. Эти испытания подтвердили высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики системы. Во время одного из испытаний опытного образца боевая машина системы HIMARS была доставлена на территорию восточного полигона Форт Силл (шт.Оклахома) транспортным самолетом С-130. Машина была выгружена менее чем за пять минут. Затем она была выдвинута на огневую позицию и получив боевое задание по цифровому каналу обмена данными выполнила залп шестью учебно-тренировочными реактивными снарядами. В совместных учениях участвовали: расчет БМ РСЗО MLRS сухопутных войск США и расчет командования и управления корпуса морской пехоты.

16 июня 2005 года система HIMARS начала поступать в войска. Первым сертифицированным подразделением, имеющим на вооружении систему HIMARS, стал 3 дивизион 27 полка полевой артиллерии XVIII воздушно-десантного корпуса США.

К 2000-м годам относится работа подразделения Missiles and Fire Control компании Lockheed Martin по разработке опытного образца ракеты Р44 для высокоточного уничтожения движущихся целей на дальних расстояниях с использованием боевых машин РСЗО MLRS и HIMARS. Для запуска этой ракеты был разработан специальный контейнер на 10 ракет. По данным конца года работы по проекту были прекращены.

Опытный образец обладал возможностью работы в режиме вспомогательного инерциального наведения с помощью системы GPS (для поражения стационарных целей) и с миниатюрной головкой самонаведения из программы по единой многоцелевой ракете JCM (Joint Common Missile).

В конструкцию опытного образца входила головка самонаведения с тремя режимами работы: доплеровском радиолокационным, работающим в миллиметровом диапазоне волн для всепогодного применения и поражения движущихся целей, в охлаждаемом инфракрасном режиме для определения и классификации целей и полуактивном лазерном режиме для поражения целей с использованием целеуказания.

Компания выбрала стартовый ускоритель калибра 177 мм для обеспечения скорости, с низкой стоимостью и возможностью дальнейшей модернизации. В конструкцию опытного образца ракеты могла входить увеличенная головная часть ракеты Hellfire II или кумулятивная головная часть с формирующим устройством. Определенный потенциал развития был заложен в направлении увеличения длины и веса ракеты. Вслед за испытаниями в аэродинамической трубе и статическим прожигом ракетных двигателей, баллистическая опытная ракета Р44 была успешно подвергнута летным испытаниям на полигоне Белые пески (White Sands). Для ее пуска использовалась боевая машина РСЗО HIMARS.

Согласно данным электронной базы журнала Jane#39 s Defence Weekly от 16 марта 2007 года указано, что вслед за испытаниями в аэродинамической трубе и статическими прожигами ракетных двигателей, баллистическая экспериментальная ракета Р44 был успешно подвергнута летному испытанию на территории ракетного полигона Белые Пески (штат Нью-Мексико) 15 февраля. Управляемая экспериментальная ракета должна была быть подвергнута неуказанным испытаниям в апреле.

4 мая 2007 года в журнале Jane#39 s Missiles and Roсkets сообщалось о проведении вторых успешных летных испытаний опытного образца.

По состоянию на начало 2010 года вариант оставался опытным образцом.

По данным электронной базы данных Jane s года, доступной в Российской Национальной Библиотеке (г.Санкт-Петербург), боевая машина РСЗО HIMARS была задействована во время ряда испытаний опытного образца управляемой ракеты P44. Работы по данному проекту были прекращены.

В конце 2006 года компания Lockheed Martin получила контракт стоимостью 15,8 миллиона долларов от армии США для разработки кабины боевой машины с повышенным уровнем защиты номеров расчета. Согласно условиям контракта до 30 сентября 2010 года специалисты BAE Systems должны были выполнять работы по ее усовершенствованию. Кабины боевых машин получат дополнительное бронирование, обеспечивающее баллистическую защиту от пуль, осколков снарядов и мин (см. фото ). Имеющаяся информация свидетельствует о наличие этого варианта в руках военных США и Южной Кореи (см. фото ).

28 марта 2008 года в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено о первом пуске четырех управляемых снарядов с использованием новой универсальной системы управления огнем, которая является эволюционным блоком с возможностью модернизации системы управления огнем РСЗО MLRS и обеспечивает возможность стрельбы управляемыми снарядами в конструкции которых использована помехозащищенная технология. По условиям контракта на заводах компаний, расположенных в Далласе (штат Техас) и Кандеме (штат Арканзас), должны быть собраны шесть боевых машин системы HIMARS для широких испытаний в сухопутных войсках США перед заключением контракта на начальное мелкосерийное производство.

В середине 2008 года при стрельбе управляемым реактивным снарядом GMLRS с помощью боевой машины РСЗО HIMARS был достигнут новый показатель дальности полета – 85 км. 5 ноября 2009 года в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено, что в результате пуска управляемой ракеты GMLRS с помощью боевой машины системы HIMARS была достигнута максимальная дальность полета 92 км. Стоит отметить, что отсутствует информация о тактике применения управляемых снарядов. Не ясно, решена ли задача их залпового пуска с идентификацией каждым снарядом своей цели или применение таких снарядов подразумевает отход от залповой стрельбы.

В марте 2009 года на полигоне White Sands состоялись испытания (см. фото ), в ходе которых с БМ РСЗО HIMARS были запущены 2 зенитные управляемые ракеты (ЗУР) SLAMRAAM. Испытания, во время которых все цели были достигнуты, включали эксплуатационные испытания модифицированных ракет и сборку рельсовых направляющих для SLAMRAAM в свободном контейнере, переделанном из ТПК для пуска ракет комплекса ATACMS. При пуске зенитной ракеты применялась система управления огнем РСЗО HIMARS c доработанным программным обеспечением. После завершения работ по модернизации системы управления огнем и создания транспортно-пусковых контейнеров для ЗУР SLAMRAAM они поступят на вооружение. В соответствии с планами командования ВС США, в перспективе боевые машины системы HIMARS, оснащенные зенитными управляемыми ракетами, смогут применяться в рамках распределенной сетецентричной системы противовоздушной обороны.

Система была испытана в боевых условиях во время операции Иракская свобода . В настоящее время система развернута в Афганистане. Одно из последних применений имело место 14 февраля 2010 г. В ходе антитеррористической операции сил НАТО в афганском городе Марджа (Marjah) снарядом системы залпового огня были убиты 12 мирных жителей. Два снаряда, выпущенные с помощью боевой машины РСЗО HIMARS, значительно отклонились от цели и попали в гражданское здание.

31 января года на сайте компании Lockheed Martin опубликована информация, о получении компанией дополнительного контракта стоимостью 139,6 миллионов долларов США на 44 реактивные системы залпового огня HIMARS для армии США. Этот заказ должен увеличить парк боевых машин РСЗО HIMARS до 375. Поставки будут выполняться до конца января года.

РСЗО HIMARS находится на вооружении с 2005 года. По данным на февраль года, было собрано 480 систем HIMARS. Выполнены поставки в армию США, корпус морской пехоты США и международным союзникам - ОАЭ, Иордания, Сингапур.

Российским аналогом системы HIMARS является опытный образец облегченной РСЗО Смерч (см. фото ).

Состав

боевая машина М142 (см. фото в боевом и походном положении)

транспортно-заряжающая машина (см. фото )

неуправляемые и управляемые реактивные снаряды

средства управления огнем.

Боевая машина М142 выполнена на модифицированном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart Stevenson с колесной формулой 6х6. Двигатель - дизель Caterpillar 3116 ATAAC с газотурбинным наддувом, объемом 6.6л, мощностью 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Число цилиндров - 6. Запас топлива - 56 галлонов, запас хода - 480 км. Трансмиссия - Allison автоматическая, семискоростная. Подвеска - параболическая с листовыми рессорами. Дорожный просвет - 564мм. Преодолеваемые водные преграды глубиной до 0.9м. Расчет боевой машины - 3 человека (водитель, наводчик-оператор и командир БМ), но по мнению разработчиков системы в особых условиях огонь может вести один номер расчета.

Артиллерийская часть (см. фото ) не имеет постоянного пакета направляющих. В качестве пакета направляющих используются стандартные одноразовые транспортно-пусковые контейнеры боевой машины РСЗО MLRS. Стрельба может быть осуществлена всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов системы MLRS. а также управляемыми ракетами MGM-140 и MGM 164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. После стрельбы отстрелянные ТПК заменяются снаряженными. ТПК снаряжаются реактивными снарядами и герметизируются на заводе-изготовителе. Стандартные транспортно-пусковые контейнеры весят 2270 кг и включают шесть труб из стекловолокна, жестко скрепленных обоймой, выполненной из алюминиевого сплава. Внутри направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания снаряду вращения против часовой стрелки с частотой 10–12 об/мин при выстреле. Пуск снарядов осуществляется непосредственно из сменных контейнеров. Снаряды могут храниться в таких контейнерах в боеготовом состоянии в течение 10 лет.

Механизм перезаряжания представляет собой выдвижную консоль с электролебедкой. Управление механизмом может осуществляться из кабины боевой машины или с помощью выносного пульта. Для заряжания ТПК обойма ПЗМ устанавливается в горизонтальное положение, консоль механизма перезаряжания выдвигается. Подъем транспортно-пускового контейнера осуществляется с помощью лебедки, захватывающее устройство которой крепится к центру тяжести контейнера (см. фото ).

Система управления огнем, блоки электроники и связи совместимы с аналогичными элементами боевой машины М270А1 реактивной системы залпового огня MLRS. В настоящее время разработан вариант модернизированной боевой машины М142 (см. фото 1. фото 2 ). Модернизированная БМ оснащена недорогим пультом управления огнем, имеет усовершенствованные интерфейсы (т.е. элементы и блоки, с помощью которых осуществляется эксплуатация) системы вооружения, механизм горизонтального наведения, процессор блока навигационной системы определения местоположения пусковой установки и интерфейс связи V.24. Тактика применения и обучение как для РСЗО MLRS.

Транспортно-заряжающая машина представляет собой грузовой автомобиль (6Х6) с бортовым краном и прицепом. В задней части грузового автомобиля смонтирован подъемно-поворотный кран, с помощью которого осуществляется загрузка и разгрузка контейнеров (см. фото ). На машине и прицепе перевозятся по два ТПК (см. фото ).

Боевая машина может транспортироваться транспортным самолетом С-130 Hercules. Время перевода в боевое положение после выгрузки из самолета составляет 10 мин. БМ М142 обладает высокой мобильностью и после залпа способна с высокой скоростью покинуть огневую позицию, прежде чем средства противника определят ее.

По заданию корпуса морской пехоты США изучалась возможность монтажа артиллерийской части боевой машины системы HIMARS на модифицированном шасси среднего тактического грузового автомобиля грузоподъемностью 7 т.

Тактико-технические характеристики

Источники: http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/tm/1992/12/rszo.html, http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/himars/himars.shtml






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением