Сау Гвоздика Акация Гиацинт Пион



сау гвоздика акация гиацинт пион

САМОХОДНАЯ 203-ММ ПУШКА 2С7 «ПИОН»

Принята на вооружение в 1975 году и поступала на оснащение артиллерийских бригад особой мощности. При разработке ходовой части использовалось шасси танка Т-80. Находится на вооружении в России, некоторых странах бывшего СССР, а также в Польше и бывшей Чехословакии. Бронированный корпус машины имеет необычную форму. Кабина экипажа вынесена далеко вперед. Помимо своего основного назначения она служит также противовесом орудийной установке. В кабине размещаются командир установки, наводчик и механик-водитель. Позади кабины установлен четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-46-1 с коробкой передач. В средней части машины размещено отделение расчета установки. Ведущие колеса #8211 переднего расположения. Направляющие колеса размещены сзади и при стрельбе опускаются на грунт для придания дополнительной устойчивости самоходке. Для этой же цели используется и сошник, напоминающий по форме бульдозерный отвал. Он расположен в корме установки и приводится в рабочее положение с помощью гидравлических приводов. Для автономного питания гидравлических и электрических систем на САУ помимо основного двигателя установлен дизель-агрегат. Основное вооружение самоходки составляет 203-мм пушка 2А44, имеющая массу 14,6 т. Она расположена в кормовой части установки открыто. На орудии установлен поршневой затвор. Приводы наведения орудия #8211 электрогидравлические и механические. Для наведения орудия используются как панорамный прицел для стрельбы с закрытых огневых позиций, так и оптический прицел для стрельбы прямой наводкой. Боекомплект установки составляет 40 выстрелов раздельного заряжания со сгорающим картузом. Но только 4 из них (на САУ 2С7М-8) перевозятся на установке и составляют неприкосновенный запас. Остальные выстрелы перевозятся автомобильным транспортом. Осколочно-фугасные снаряды массой 110 кг и длиной 1 метр переносятся для заряжания с помощью поворотного подъемного крана, размещенного справа на задней части корпуса. В 1985 году установка была модернизирована и получила название 2С7М ( Пион-М ). В ходе модернизации была повышена скорострельность с 1,5 до 2,5 выстрелов в минуту, увеличен возимый боекомплект с 4 до 8 выстрелов, установлена аппаратура приема и отображения данных для стрельбы. 2С7М является на сегодняшний день самой мощной артиллерийской самоходной установкой в мире. Повышение возможностей этой боевой машины специалисты видят в разработке для нее высокоточных управляемых (или самонаводящихся), а также кассетных снарядов.

Самоходное орудие 2С1 «Гвоздика»

2С1 «Гвоздика » – 122-мм самоходная артиллерийская гаубичная установка, предназначенная для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты, разрушения полевых укреплений, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, а также для борьбы с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

САУ 2С1 создана на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30, установленной на шасси, специально разработанном конструкторами ПО «Харьковский тракторный завод». Основой для разработки шасси послужил бронированный тягач МТ-ЛБ. Установленная на САУ гаубица Д-30 претерпела ряд конструктивных изменений (установлены эжектор и двухкамерный дульный тормоз), но сохранила внутреннее устройство ствола, баллистику, а так же боеприпасы. Новое орудие получило наименование Д-32 (индекс 2А31).

2С1 – представитель так называемой «цветочной» серии самоходных орудий (Гвоздика, Акация, Тюльпан, Гиацинт, Пион).

Работы по созданию 2С1 «Гвоздика» начались в 1967 году Постановлением Совета Министров СССР № 609-201 от 4 июля. Первые четыре опытных образца 2С1 были выведены на полигонные испытания в августе 1969 года. В 1971 году самоходка была принята на вооружение, а в 1972 году начато ее серийное производство.

Компоновка 2С1 «Гвоздика» в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, в кормовой части – боевое отделение. Гаубица Д-32В установлена в башне боевого отделения. Башня имеет возможность кругового вращения с помощью электрического или ручного привода.

Основное вооружение самоходной артиллерийской установки – 122-мм гаубица Д-32. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический. Подъемный механизм с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

На 2С1 «Гвоздика» установлен перископический прицел ПГ-2, обеспечивающий ведение огня, как с закрытых позиций, так и прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.

Боекомплект САУ 2С1 – 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания – снаряд и гильза с зарядом. Также могут использоваться осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами снаряды.

Стрельба осколочно-фугасным снарядом может вестись на максимальную дальность до 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда дальность увеличивается до 21900 м. Для стрельбы кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 используется специальный заряд Ж-8 весом 3,1 кг, придающий снаряду начальную скорость 740 м/с. Дальность стрельбы – до 2000 м. Бронепробиваемость под прямым углом составляет 180 мм, под углом 60° – 150 мм, под углом 30° – 80 мм. Параметры бронепробиваемости от расстояния не зависят.

Скорострельность при стрельбе снарядами бортового боезапаса – 1-2 выстрела в минуту. «С земли» – 4-5, при этом подача их внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортирующего устройства через дверь в задней части корпуса САУ.

Ходовая часть каждого борта состоит из семи опорных катков, ведущего переднего колеса и направляющего заднего. Гусеница поддерживающих роликов не имеет. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, могут заменяться более широкими (670 мм) для повышения проходимости по снегу и заболоченным участкам.

В качестве силовой установки используется дизельный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 300 л.с. позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. 2С1 «Гвоздика» – плавающая. Скорость движения на плаву – 4,5 км/ч. При высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/сек машина способна преодолевать водные преграды шириной 300 м. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц.

Корпус машины герметический, сварен из стальных плит. Максимальная толщина – 20 мм. Бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра, а также защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Экипаж – 4 человека.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» состоит на вооружении сухопутных войск стран СНГ и бывшего Варшавского договора, Алжира, Анголы, Йемена, Ливии, Сирии и Эфиопии. После объединения Германии 374 установки переданы бундесверу. Помимо СССР гаубица производилась по лицензии в Болгарии и Польше.

Основные тактико-технические характеристики :

Самоходная Гвоздика

2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение Гвоздики - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов: осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные.

В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для Гвоздики гаубиц с картузным заряжанием - Д-16 и Д-16М. Но в серию не пошли. Компоновка 2С1 Гвоздики в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 Акация . В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается посредством электрического или ручного привода на 360 градусов.

Гусеницы у САУ – резинометаллические, имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам. Опорные катки - с индивидуальной торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. С помощью перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0.6 м/сек. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. При этом на борту установки должно быть не более 30 выстрелов. Гвоздика авиатранспортабельна, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Самоходка держит 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 использован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние. Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в вертикальном положении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами, складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую заднюю дверь.

Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы вертикальной наводки от -3 до +70 градусов. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг начальная скорость 740 м/с дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Минимальная дальность стрельбы - 4 070 м. Скорострельность гаубицы не очень высока. При стрельбе снарядами с земли - 4-5 выстрелов в минуту, бортовым боезапасом – 1-2.

Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.

2С1 Гвоздика в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (кроме Румынии). После объединения Германии 374 2С1 получил бундесвер. Гвоздика состоит на вооружении армий СНГ и сегодня, в том числе в белорусской армии. В последнее время в целях совершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением Китолов-2 . Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

Серийное производство 122-мм самоходной гаубицы 2С1 продолжается. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, Ирака, Йемена, Ливии, Польши, России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Режимы стрельбы:

- скорострельность прицельная при стрельбе прямой наводкой, выстр/мин. 4-5

- скорострельность прицельная при стрельбе с закрытых позиций:

- при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов, выстр/мин. 4-5,

- при использовании выстрелов из боеукладки и при различных углах возвышения, выстр/мин 1,5-2

Источник. Энциклопедия бронетехники: Гусеничные боевые машины

подполковник Николай Качук, журнал Армия № 3 2001

Источники: http://worldweapon.ru/tank/pion.php, http://8korpus.in.ua/arm8ak/9-2s1-gvozdika, http://topwar.ru/4396-samohodnaya-gvozdika.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением