Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Фронтовой Авиации



перспективный авиационный комплекс дальней фронтовой авиации

ПАК ФА

Проще всего с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации — пресловутым «истребителем пятого поколения», создаваемым по программе «И-21». Проработки облика самолета начались еще в конце 1990-х годов, техническое задание на проектирование выдали в 2002 году. Машина Т-50, созданная по этому проекту ОКБ Сухого, поднялась в воздух в январе 2010 года и сейчас активно проходит испытания. В году начались, в частности, испытания вооружения для самолета.

ПАК ФА создавался как тактический аналог американского истребителя F-22 Raptor, в оригинале это тяжелый многоцелевой истребитель, способный как бороться за господство в воздухе, так и применять высокоточное оружие по поверхности. В предыдущем поколении аналогами таких машин были российские Су-30МК (во всем многообразии) и Су-35С, а также американские F-15.

Сроком начала поставок машины в войска обозначен год. Ранее планировалось закупить до 2020 года 65 единиц Т-50, но недавно военные уточнили, что в названные сроки будет закуплено лишь 12 машин, а остальные — после 2020 года. Это связано со сложностью отработки новой техники, с переносом времени ее разработки, а также с бюджетными сложностями.

перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

В качестве основного самолета дальней авиации на период после 2025 года рассматривается проект дозвукового бомбардировщика по схеме летающее крыло базирующегося на наработках КБ Туполева девяностых годов.

Силовая установка собрана из четырёх модернизированных и лишённых форсажной камеры двигателей НК-32+. Максимальная тяга 14000 - 16000 кгс. Тяговооруженность такого самолета находится в районе 0.25, что ограничивает максимальный взлетный вес ПАК ДА пределом в 240000 кг.

Один отсек с размерами 8.75х2.5х2.5 метра позволяет разместить стандартную многопозиционную катапультную установку на шесть крылатых ракет Х-101/102 или шесть Х-555.

Вес топлива 104000 кг, удельный расход топлива 0.535 кг/кгс*ч, крейсерская тяга 4 х 2900 кгс = 11400 кгс, расход топлива 6099 кг/ч, время полёта 17 часов, дальность полёта 809 км/ч * 17 ч = 13750 км. Радиус действия - 7000 км. Таким образом радиус действия комплекса с ракетами Х-101 окажется не менее 12500 км, возможно благодаря более высокому аэродинамическому качеству схемы летающее крыло (20-25 вместо 17) можно рассчитывать на перегоночную дальность не менее 16500 км.

Характеристики ПАК ДА

Максимальный вес боевой нагрузки

два МКУ 2 х 16600 кг = 33200 кг. 12 КРБД Х-101/102.

4 РВВ-СД + 4 УВКУ-50У, 4 х 190 кг + 4 х 117 кг = 1228 кг.

2 РВВ-МД 2 х 110 кг = 220 кг.

Итого 33200 кг + 1228 кг + 220 кг = 34648 кг.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50)

Пресловутый истребитель пятого поколения , самое технологически продвинутое изделие отечественного авиапрома в настоящий момент.

Программа истребителя пятого поколения корнями уходит в начало 1980-х годов, когда советским авиационным КБ было предложено составить технический облик так называемого И-90 ( истребителя 1990-х годов ). Программа запускалась как симметричный ответ на американский проект ATF (Advanced Tactical Fighter), из которой в итоге вырос первый в мире поставленный на вооружение истребитель F-22 Raptor.

Однако 1990-е годы страна встретила не совсем так, как планировалось, и разработка подзависла. Вернулись к ней только в 1998 году, когда государство начало уточнять техническое задание на принципиально новый истребитель. В 2001 году было выпущено окончательное задание на конкурс по созданию перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), который в 2002 году выиграло ОКБ Сухого с моделью Т-50 .

Первоначально первый полет машины был обещан на 2009 год, и в итоге 29 января 2010 года первый Т-50 поднялся в воздух. В настоящий момент (зима года) идут государственные совместные испытания пяти летных экземпляров прототипа истребителя, на которых отрабатывают новые технические решения. Поставки серийного самолета в войска запланированы на год.

ПАК ФА перед вылетом из Комсомольска-на-Амуре в Раменское, год. Фото: militaryrussia.ru

Самолет имеет интегральную компоновку планера с трапециевидным высокорасположенным крылом. Конструкция планера выполнена с максимальным учетом требований радиолокационной малозаметности (технология стелс ).

Характеристики ПАК ФА в основном засекречены либо намеренно искажены. Максимальный взлетный вес машины оценочно около 37 тонн. Максимальная скорость 2100 км/ч без форсажа, с форсажем до 2500& 2600 км/ч. Крейсерская скорость в диапазоне 1300& 1800 км/ч (по требованию технического задания должна быть сверхзвуковая).

В далеких девяностых годах еще тогдашний Главком ВВС Дейнекин мечтал о новом, дешевом бомбардировщике для замены Ту-22М и Ту-160: . многофункциональный средний бомбардировщик (МСБ или МФСБ), стратегический самолет с большими ударными возможностями, меньшей заметностью и стоимостью. .

Возможно он имел ввиду объект 54С (размещено на стр. №2) который после приостановки работ в 1991 году вновь пытались запустить в производство в суровом 1994. Хотя справедливости ради стоит отметить, что эта в целом революционная машина не могла заменить собой Ту-160 в силу ограниченной дальности полета.

В 1999 году было объявлено о начале работ над проектом стратегического бомбардировщика для замены Ту-95МС и Ту-160. и о нереальности создания в ближайшее время среднего бомбардировщика. По плану новая машина должна была быть готова к 2010 году. К этому времени стало очевидно, что довести 20-ти тонный двигатель АЛ-41Ф (изд.20) не представляется возможным и этот факт автоматически закрыл путь в небо объекту 54С и истребителям МиГ 1.42 и С-37.

Что такое средний бомбардировщик в современных условиях понять сложно: Су-34, Ту-22М или где-то между ними? В разное время в эту категорию попадали СБ, Ту-16, Ту-22, Ил-54, Б-58 Хастлер и Ту-22М, хотя последний официально именуется дальним (практическая дальность 7000 км).

То есть понятие стратегический подразумевает дальность полета не менее 12000 км, у Ту-160 - 14000 км.

На основании прогноза в период 1992 - 2027 годов Россия может себе позволить:

5 стратегических бомбардировщиков Ту-160 с общей стоимостью 1.2 млрд.долл. На 2007 год поставлено 2 вновь построенных самолета (на Казанском авиационном заводе осталось еще 4 - 5 бомбардировщиков в разной степени готовности).

И 100 перспективных бомбардировщиков стоимостью около 100 млн. долл. за штуку. Цена разработки подобной машины может достигать 35 млрд.долл. Также в рамках прогноза определен и максимальный взлетный вес ПАКДА - не более 125 тонн, что выводит его в нишу занятую ныне Ту-22М. Первый полет вновь разработанной машины следует ожидать в период - 2021 год. Тогда для выполнения программы строительства 100 бомбардировщиков до 2027 года темп сдачи новых машин должен достигать 10 - 12 шт. в год или одна в месяц.

Очевидно, что проект ПАК ДА обязан решить несколько проблем, среди них:

- ответ на разработку Регионального бомбардировщика в США,

- замена стареющих Ту-22М,

- дополнение, а возможно в перспективе и замена Ту-160.

Насколько известно перспективный американский бомбардировщик начнет поступать в войска с 2018 года, что согласуется с планами поставок ПАК ДА (программа разработки рассчитана до года). Американская машина является промежуточной до появления в 2030 году революционного самолета (насколько революционного пока не определено).

Какой же он, ПАК ДА?

Заявлено, что новый самолет продолжает идеологию Ту-160 и не будет подобен американскому бомбардировщику-невидимке B-2.

Подобные B-2 проекты были приостановлены в середине 90-х. Это так называемый Ту-202 и МиГ, хотя относительно последнего имеют место быть серьезные сомнения, по крайней мере в плане достоверности рисунка. Присутствие в одном планере кабины явно срисованной с дозвукового B-2 и треугольных крыла и ПГО как у сверхзвукового YF-23 выглядит нонсенсом.

Полагаю, что хотя бы подобие конкурса будет иметь место. Сухой надо полагать предложит дальнейшее развитие темы Бомбардировщик - 90 в которой он шёл как основной разработчик, МиГ может развить идею гиперзвукового самолета, благо наработки в этой области у них есть, а Туполев предложит дальнейшее развитие Ту-22М, 150 тонный, двухмоторный самолет с крылом изменяемой стреловидности - половинку Ту-160.

Большой революции, в наше время становления экономики, от новой машины ожидать не следует, большие деньги, высокая степень риска сейчас ни кому не нужны. Опять же благополучный дядя Сэм решил повременить с революцией до 2030 года. Поэтому ПАК ДА останется ярким представителем продвинутого пятого поколения, генерация 5+ для него выразится в возможности беспилотного выполнения задания. Возможно, что новый бомбардировщик по компоновке будет близок объекту 54С , проблема лишь в том, что на сегодняшний день нет подходящих двигателей, для двухмоторной машины такого класса требуется мотор с тягой от 25 тонн.

Несколько лет назад велись разговоры о проекте нового мотора с форсажной тягой 25000 кгс ( Союз ), но на сегодняшний день по этой теме иссякли даже слухи. Возможна глубокая модернизация Д-30Ф6 с увеличением тяги до этого уровня, а также новый этап в жизни Р-79. По свежим данным на базе последнего обещают создать модификацию с тягой около 22 тонн.

В деле создания ПАК ДА имеет место еще один немаловажный нюанс - суперкруиз . Сверхзвуковая крейсерская скорость - один из краеугольных камней пятого поколения . Что бы довести этот параметр у бомбардировщика с максимальным взлетным весом в 125 тонн до приемлемых значений М=1.5 - 2.0 (1600 - 2100 км/ч) необходимо располагать тяговооруженностью от 0.5. В нашем случае это потребует суммарной тяги двигателей в 62 тонны ( 2 х 31 т). Сегодня и в ближайшем будущем появления таких моторов ждать не следует. Что же делать?

Одним из направлений по созданию перспективного многофункционального истребителя (ПАКФА,Т-50,И-21) является отработка и запуск в серийное производство нового мотора АЛ-41Ф1 или изд117С . Форсажная тяга его невелика, всего 15500 кгс. что обусловлено взлетным весом нового истребителя, но на сегодняшний день в его конструкции нашло применение всё лучшее из созданного отечественными конструкторами. Само собой этот мотор оптимизирован для длительного полета на сверхзвуковой скорости без включения форсажа.

Итак, в потребные 62 тонны тяги удивительным образом укладываются 4 изд.117С . Преимущества такого решения очевидны, унификация с ПАК ФА, Су-34, и возможно с ЛМФС (на сегодняшний день у данного проекта есть вариант установки двух РД-33+ вместо одного АЛ-41Ф1).

Этот мотор, в целях дезинформации носящий имя АЛ-41Ф1, скорее всего в плане расхода топлива не сильно отличается от двигателя АЛ-31Ф установленного на Су-27, где этот параметр равнялся 1.25 кг/км. Предположим, что новые технологии и более совершенная аэродинамика бомбардировщика позволят довести расход одного мотора до 1 кг/км. Тогда при стратегической дальности 12500 км и четырех АЛ-41Ф1 потребуется порядка 50000 кг топлива, что составит 40% от максимальной взлетной массы - достигнутый уровень.

По программе ПАКФА окончательная версия мотора должна быть готова к серийному производству истребителя в - годах: . он получит вентилятор с увеличенным расходом воздуха, новую камеру сгорания и цифровую систему управления, что позволит увеличить тягу, а также системы реверса и всеракурсного управления вектором тяги.

Очевидно, что всеракурсное сопло для бомбардировщика не нужно, а вот реверс тяги как раз согласуется с требованием базирования на укороченных взлетно-посадочных полосах.

И еще. На основе статьи Авиация и реинкарнация напрашивается однозначная аналогия нашего ПАК ДА с американским Б-1А.

По сумме обозначенных выше факторов считаю, что сомнения в силовой установке из четырех изделий 117С для перспективного бомбардировщика - излишни.

Относительно боевой нагрузки бомбардировщиков сказано следующее:

. Усовершенствованные самолеты будут вооружены стратегическими неядерными крылатыми ракетами (КР) Х-101 HПО Радуга , а также их ядерным вариантом Х-102.

Первые испытательные запуски ракет Х-101 проводились несколько лет назад. Масса изделия - 2200-2400 кг, боевой части - 400 кг. Х-101 имеет максимальную дальность действия 5000-5500 км, изменяемый профиль полета (высоты от 30-70 м до 6000 м), крейсерскую скорость полета 190-200 м/с и максимальную скорость 250-270 м/с. Ее вполне можно отнести к малозаметным летательным аппаратам, поскольку эффективная поверхность рассеяния Х-101 всего 0,01 кв. м. Ракета оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м.

Другой программой в сфере ракет большой дальности, по мнению британского издания, является разработка на базе ядерной КР Х-55СМ новой ракеты Х-555.

В числе другого вооружения, предназначенного для российских стратегических бомбардировщиков, рассматривается ракета Х-СД средней дальности, в которой предполагается использовать некоторые узлы Х-101, в частности, систему наведения. Работы над ней находятся на начальной стадии.

Hовая ракета Х-32, разрабатываемая HПО Радуга , как и Х-22, будет оснащена усовершенствованными двигателем и головкой самонаведения.

По данным британских экспертов, для бомбардировщиков российской Дальней авиации создается новый вариант управляемой бомбы КАБ-1500 массой 1500 кг.

Официальные российские источники информировали о некоторых из упомянутых проектов, однако, по традиции, за рубежом об этом пишут более подробно. Анализ открытой информации о программах развития Дальней авиации свидетельствует, что командование ВВС взяло курс на превращение стратегических и дальних бомбардировщиков в многоцелевые самолеты, способные действовать как в ядерных, так и в неядерных конфликтах различной интенсивности. Нельзя не отметить, что как и в американской стратегической авиации, курс взят на придание ракетоносцам способности наносить удары высокоточным оружием без входа в зону ПВО противника. Причем в случае с Х101 и Х-102 речь идет о том, что ракетоносцы смогут запускать ракеты задолго до их обнаружения современными системами ПВО, например, такой, как североамериканская HОРАД. Отсюда, кстати, следует, что при определенных условиях форсированное развитие программ модернизации вооружений Дальней авиации может рассматриваться как эффективный ответ на развертывание так называемой национальной ПРО территории США.

Предполагаемые летно-технические характеристики ПАК ДА КБ Сухой

двигатели 4 * 15500 кгс (АЛ-41Ф1)

Источники: http://lenta.ru/articles//08/13/pak/, http://www.paralay.com/pakda.html, http://defendingrussia.ru/enc/istrebiteli/perspektivnyj_aviacionnyj_kompleks_frontovoj_aviacii_pak_fa_t50-1394/, http://oko-planet.su/politik/politikarm/16473-pak-da-perspektivnyj-aviacionnyj-kompleks-dalnej.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением