Патрульный Катер Проекта Т 368



патрульный катер проекта т 368

#1069 #1082 #1080 #1087 #1072 #1078 :

15 человек.

Проект 368Т послужил базой для нескольких различных катеров Отечественного флота. Всего с 1958 по 1977 года было построено больше сотни различных катеров - торпедоловы , артиллерийские , спасательные , пограничные . Катера строились на различных заводах Советского Союза - Ярославском, Николаевском-на-амуре, Сосновском. Они входили, а некоторые и продолжают входить, в состав всех флотов СССР и России. А с развалом СССР и передачи части кораблей вновь образованным республикам катера проекта 368 вошли в состав флотов: Азербайджана . Грузии .

Ракетные катера в составе ВМС ДРВ.

В истории советской военной помощи Демократической республике Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам) еще много неизвестных моментов, одним из них является история о поставках Советским Союзом Ханою морского ударного компонента - ракетных катеров.

Первые попытки получить ракетные катера.

Созданный в 1955 г. ВМС ДРВ свои первые боевые катера получил в 1956 г. от китайцев, всего до 1959 г. КНР передала Северному Вьетнаму 4 речных патрульных катера типа « Хуангпу » ( Huangpu ) в 1956 г. и 24 патрульных катера типа « Шаньтоу » ( SHANTOU. по западной классификации - Swatow ) в 1959 г.

В 1960 г. к строительству флота подключился СССР. В октябре 1960 г. вьетнамцы получили от СССР 4 противолодочных сторожевых катера проекта 201М (по западной классификации SO -1, 183/207т. 42х6х1,8м. 26уз. Вооружение 2х2 25мм автомата, экипаж 27 человек.)   «Т-225», «Т-227», «Т-229», «Т-231» которые вошли в 200 соединение, их экипажи обучались в Советском Союзе 5 месяцев с мая 1960 г. В разных источниках встречаются другие данные о времени поставки катеров. По одним данным 2 катера «Т-225» и «Т-227» переданы в декабре 1959 г. и 2 катера «Т-229» и «Т-231» в ноябре 1961 г. По другим данным 2 единицы в 1961 г. и   2 единицы в 1964 г.

В следующем году морской флот получил и первые ударные корабли. 22 ноября 1961 г. СССР были переданы 12 торпедных катеров пр.123К, (по западной классификации Р-4, 22/25т. 18,7х3,4х1м. 2 дизеля, 2000л.с. 42уз. Вооружение 2 ТА, 2 - 12,7мм   пулемета, экипаж 11 человек) - «ТК-287», «ТК-294», «ТК-296», «ТК-297», «ТК-298», «ТК-299», «ТК-317», «ТК-319», «ТК-320», «ТК-552», «ТК-553», «ТК-556». Они вошли в состав 140 соединения (позже изменен на 135):   1 дивизион - «Т-313», «Т-316», «Т-319», 2 дивизион «Т-323», «Т-326», «Т-329», 3 дивизион «Т-333», «Т-336», «Т-339», 4 дивизион «Т-343», «Т-346», «Т-349».

2 января 1964 г. был создан 9 дивизион -   состоящий из двух патрульных катеров проекта 368 (по западной классификации Poluahat -1, 70/100т. 29,6х5,8х1,5м. 20уз. Вооружение 1х2 пулемет, экипаж 15 человек)   полученных их СССР «Т-191» и «Т-193» и 10 дивизион из 4 десантных судов 50 тонн - 407, 409, 411, 413.

К началу американской агрессии против Северного Вьетнама в состав его флота входило почти 100 боевых и вспомогательных судов, боевой костяк которого составляли:

12 торпедных катеров тип Р-4 (проект 123К, СССР)

4 противолодочных катера тип SO -1 (проект 201М, СССР)

24 патрульных катера тип Swatow (Китай) в ДРВ тип 79T

4 патрульных катера тип Huangpu (Китай) в ДРВ тип 50T

2 патрульных катера тип Poluahat -1 (проект 368, СССР) в ДРВ тип 90T

4 десантных катера (СССР).

2 августа 1964 г. американский флот проводил очередную операцию по электронной разведке, под кодовым названием Desoto , вдоль побережья Северного Вьетнама, именно в ходе нее США спровоцировали боевые столкновения с патрульными судами ВМС ДРВ, вторгнувшись в территориальные воды Северного Вьетнама в Тонкинском заливе. При этом американский эсминец « Maddox » DD -731 первым открыл огонь по северо-вьетнамским катерам. Несмотря на это американцы заявили о «неспровоцированном нападении». 4 августа американцы, следуя своей стратегии на эскалацию конфликта, заявили о повторном нападении кораблей ДРВ на их эсминцы « Maddox » DD -731 и « Turner Joy » DD -951 в нейтральных водах залива. При этом как теперь точно известно ВМС ДРВ к этому никакого отношения не имели. Обвинения против северо-вьетнамского флота в причастности к инциденту 4 августа были надуманными. Капитаны эсминцев, получившие приказ собрать неопровержимые свидетельства нападения на них, и через несколько дней после «второго Тонкинского инцидента» не могли сообщить ничего внятного. Так, 6 августа капитан « Тэрнер Джоя » доносил адмиралу Муреру. «Наиболее убедительным доказательством является то, что Джон Джером Уэрри. Литтон Ларри и Сентинел Эдвард видели след идущей торпеды ». Если вспомнить, что все происходило темной ночью и в сильный шторм, то нельзя не согласиться, что эти свидетельства - не более. чем плод воображения испуганных моряков.

Тем не менее это дало повод Вашингтону 5 августа нанести авиационные удары по военно-морским базам Северного Вьетнама, что вылилось в многолетнюю агрессию Соединенных Штатов против ДРВ. Несмотря на заявления американцев потери вьетнамцев были минимальными.

Сразу после августовского 1964 г. инцидента в Тонкинском заливе, ДРВ обращался с прямой просьбой к Советскому Союзу о предоставлении военной помощи, но она осталась без ответа. Посол СССР в ДРВ в 1964-1974 гг. И.С.Щербаков характеризуя позицию Москвы по отношению к ситуации в Индокитае, отмечал: «В то время во вьетнамском узле сплелись интересы СССР, Китая и США. Мы не хотели ввязываться: уж очень напряженной была обстановка, имелся риск перерастания конфликта в мировой … С удя по всему, Хрущев намеревался действовать с оглядкой, но его руководящие дни были уже сочтены».

18 сентября 1964 г. американцы сообщили о новых столкновениях их эсминцев « Morton » DD -948 и « Richard S. Edwards » DD -950 с катерами в   Тонкинском заливе. В агрессивных действиях вновь обвинили ДРВ, хотя никаких доказательств не было. Как отметили в «Нью-Йорк таймс»   «истинной причиной стрельбы была чрезмерная    нервозность » командования    американских   кораблей, «путаница и неопределенность царили как в Вашингтоне, так и на американских военных кораблях, вовлеченных в инцидент ».

21 сентября 1964 г. в связи с новым инцидентом, советское руководство выступило с «Заявлением ТАСС», в нем подчеркивалось: «… сообщение об инциденте в Тонкинском заливе вызвало тревогу и опасения, не является ли это поводом к новым агрессивным действиям США в этом районе. Как сообщают из Ханоя, правительство ДРВ расценивает новый инцидент как попытку найти предлог для развязывания агрессии против Демократической Республики Вьетнам.

… Как уже указывалось в Заявлении ТАСС от 5 августа, так называемое «патрулирование» в Тонкинском заливе военными кораблями Соединенных Штатов ничем не оправдано и является открыто враждебным актом в отношении государств этого района. События 18 сентября вновь подтверждают, что пребывание кораблей 7-го американского флота в Тонкинском заливе создает постоянный очаг   напряженности и является источником   возникновения   инцидентов и опасных военных конфликтов, угрожающих делу мира…

… В авторитетных кругах Советского Союза решительно осуждают эти провокационные действия и вновь предупреждают, что американское вмешательство в дела вьетнамского народа может привести к весьма опасным последствиям, всю ответственность за которые, будут нести США. Незаконное патрулирование побережья Демократической Республики Вьетнам, военные демонстрации и провоцирование инцидентов в этом районе должны быть прекращены. »

Последовавшее в октябре 1964 г. смещение Н. С. Хрущева привело к определенному повороту в советско-вьетнамских отношениях.   Новый советский кабинет заявил о готовности оказать поддержку социалистической стране, ставшей жертвой агрессии. В декабре 1964 г. СССР согласился открыть в Москве постоянную миссию Народного фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). В январе 1965 г. аэрофотосъемка американского самолета разведчика установило впервые   присутствие советских самоходных зенитных орудий в Северном Вьетнаме. Это оружие, вероятней всего было доставлено советским грузовым судном, которое прибыло в Хайфон 22 декабря 1964 г. Позже советские представители конфиденциально подтвердили, что еще до посещения премьер-министром Косыгиным в феврале 1965 г. Ханоя,   Советский Союз осуществил первую поставку зенитных орудий и радаров ДРВ.

Тогда же вьетнамская сторона начала переговоры о поставках для их ВМС ракетных катеров проекта 183Р (по классификации НАТО - Komar ) которые были вооружены двумя   пусковыми установками ракет   (2 ПКР П-15 (по классификации НАТО - SS - N -2 Styx ) с дальностью стрельбы до 35 км. РКА пр.183Р были первыми серийными катерами носителями крылатых ракет П-15.   Первые проектные проработки по «катеру с реактивным вооружением» начались еще в 1952 г. Спустя пару лет был выпущен его технический проект. С октября 1956 г. по август 1957 г. на полигоне Ржевка под Ленинградом было проведено более 10 бросковых пусков снабженных натурным стартовым двигателем макетов маршевых ступеней П-15 со стенда, имитирующего рубку и фрагменты палубы ракетного катера. В 1957-1958 гг. проводились различные испытательные пуски ракет со стендов и береговых установок.

В 1957 г. на Ленинградском заводе № 5 были переоборудованы два катера - ТКА-14 и ТКА-15, которые по внутренним водным путям перешли на Черное море. Основным внешним отличием ТКА-14 пр. 183Э от последующих серийных катеров пр. 183Р было открытое размещение ракет на направляющих без металлических ангароподобных прикрытий. Второй катер оснастили только корабельной аппаратурой ракетного комплекса, которая служила для проведения дистанционного пуска ракет с первого катера с использованием кабельной связи между катерами. С 24 сентября по 22 апреля 1959 г. было проведено 13 пусков с катеров, только один раз добились прямого падания. В четырех пусках ракеты упали вблизи цели или пролетели над ней, что позволило рассматривать их как частично успешные. Для исправления были приложены серьезные усилия. Доработки оказались вполне эффективными: практически все восемь пусков, выполненные до 28 августа, прошли успешно, и совместные испытания ракеты с радиолокационной головкой самонаведения успешно завершились. В ходе завершающего залпа по программе Государственных испытаний на дно отправили корабль - цель ЦЛ-61 - бывший итальянский эсминец.

Катера пр. 183Р стали своего рода побочным результатом создания экспериментального пр. 183Э. Первоначально П-15 предназначалась для более крупного катера. Ее размещение на катерах на базе пр. 183 не предусматривалось планами судостроения на VI пятилетку 1956-1960 гг. Только спустя год после начала работ по П-15 постановление от 17 июля 1956 г. определило применение этих ракет на пр. 183Р. До 1960 г. планировалось построить 48 катеров пр. 183Р.

В соответствии постановлением от 3 декабря 1958 г. строительство РКА пр. 183Р велось на заводах № 5 (в Ленинграде) и № 602 (Владивостокский судостроительный завод).

Ракетный катер проекта 183Р

Деревянный корпус, рубка стальная. Водоизмещение 66,5 (81) т размеры 25,5х 6 ,24х1,5 м. Дизели (12-цилиндровые М500Ф) 4х1200 л.с. 4 вала скорость до 38 узлов дальность плавания 480 миль на 26 узлах, или 1000 миль на 12 узлах. Экипаж 17 человек автономность по запасам провизии и питьевой воды 5 суток.

Вооружение: 2 ПКР П-15 (2хI), 2-25-мм L/80 автомата 2М-ЗМ (1х2).

РЭВ: РЛС «Рангоут», СУО «Клен».

Всего в строй вступило 112 катеров, включая 54, переоборудованные из ранее выпущенных торпедных катеров пр. 183. В частности, на заводе № 5 собрали 26 ракетных катеров и еще 30 переделали из катеров пр. 183.

Так как ВМФ СССР в 1961 г. получил на вооружение более совершенный РКА пр.205, катера пр. 183Р активно передавались во флоты стран Африки и Азии. Было передано 91 единица: Китаю - 23 (в 1960-1967 гг.) Кубе -18 (в 1962-1966 гг.) Индонезии -12 (в 1962-1964 гг.) КНДР -6 (в 1962 г.) Сирии -6 (в 1966 г.) Алжиру -6 (в 1966 г.) Египту -8 (в 1962-1967 гг.) Вьетнаму -4 (в 1972 г.) Ираку -3 (в 1972 г.), Гвинее   -3, Эфиопии   -2.

Ракет П-15 за 25 лет поставили в 16 стран более 2,5   тысяч штук.

В конце 1964 г. у американцев стала появляться информация, что между СССР и ДРВ шли переговоры о предоставлении Северному Вьетнаму ракетных катеров проекта 183Р.   Важным подтверждением этого свидетельства по их докладу являлся абзац в секретном партийном письме, посланном китайцами в КПСС 5 ноября 1965 г. в которой китайцы задавали вопрос, почему СССР не послал «военно-морские суда, обещанные вьетнамским товарищам.». В письме говорилось, что суда вместо того чтобы послать прямо в порт ДРВ,   СССР хотел передать их вьетнамским товарищам в китайских портах. Эти военно-морские суда как утверждали американские разведывательные источники в июле 1966 г. были, вероятно, ракетными катерами пр.183Р. Имеющиеся у американцев свидетельства указывали, что переговоры о поставках ракетных катеров были начаты в конце 1964 г. однако после того как в 1965 г. американцами были начаты бомбардировки территории ДРВ и блокадные действия на море, Советский Союз отказал в поставке РКА, так как не хотел втягиваться в серьёзный конфликт с США в Тонкинском заливе.

В отличие от другого оружия, которое СССР поставлял Северному Вьетнаму, ракетные катера невозможно было отправить по железной дороге или по воздуху через Китай, они должны были бы транспортироваться из советских портов до Хайфона как палубный груз, что невозможно было укрыть от американцев. Что бы избежать этого, в ходе переговоров СССР видимо предложил передать РКА представителям ДРВ в китайских портах, откуда они могли перейти в Северный Вьетнам, как передаваемые китайцами   патрульные суда в период между февралем и ноябрем 1965 г. Но этот план был сорван китайцами, которые отказались по политическим причинам. Они требовали, чтобы поставка была осуществлена Советским Союзом непосредственно в Хайфон, что было тогда для нас неприемлемо. Кроме того отказ Москвы   передать ракетные катера ВМС ДРВ был обусловлен беспокойством что Северный Вьетнам будет использовать их для атак американских боевых кораблей что вызовет у нас осложнения с американским руководством.

Источники: http://russ-flot.narod.ru/x-0019_pr-368.htm, http://alerozin.narod.ru/Vietnam183P/VietnamBoat183P.htm






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением