Максимальная Скорость Торпеды Под Водой



максимальная скорость торпеды под водой

Ракето-торпеда Шквал ВА-111.

Основные тактико-технические характеристики:

Габаритные размеры, мм:

Диаметр, мм 533,4

Длина, мм 8200

Масса, кг

торпеды 660

ВВ 200

Скорости хода, уз до 200

Максимальная дальность хода, м до 11000

Разработка противолодочной торпеды Шквал началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП Регион ). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке - 100 м/с (метров в секунду) - свыше 194 узлов. Новая ракета входит в стандартные торпедные аппараты подводных лодок.

Создан экспортный вариант подводной ракеты Шквал-Е . Она способна развивать скорость до 200 узлов (около 100 метров в секунду) в подводном положении. Принцип действия скоростной ракеты состоит в следующем: экипаж подлодки (корабля, берегового расчета), обнаружив цель (корабль или подлодку), определяет ее характеристики (скорость, дистанцию, направление движения) и сбрасывает эти данные в автопилот Шквала . Ракета выстреливается, выходит на оптимальную глубину и включает ракетные двигатели. Головки самонаведения у Шквала нет. Она реализует программу, заложенную в компьютер. Поэтому скоростная подводная ракета абсолютно помехозащищена. Шквал-Е разрешен для экспорта .

Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс Шквал с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.

Российская ракето-торпеда Шквал , по общему признанию ведущих военных экспертов мира, сегодня не имеет аналогов, хотя она уже 23 года находится на вооружении ВМФ. Более того, в конце

1970-х годов ученые Пентагона, занимавшиеся проблемами больших скоростей под водой, пришли к выводу, что подобное изобретение. технически невозможно. После чего американские военные со спокойной совестью стали рассматривать информацию о подобных разработках, поступавшую по каналам разведки, как обыкновенную дезу и очередной блеф противников. В СССР же шли финальные испытания ракеты.

В 50-70-х годах в Советском Союзе впервые в мире создан принципиально новый вид оружия, не имеющий аналогов и прототипов за рубежом, - скоростные подводные кавитирующие ракеты. Его новизна заключается в движении под водой в режиме развитой кавитации (отрывного обтекания), когда основная часть корпуса ракеты охвачена парогазовой полостью-каверной. При этом резко снижается гидродинамическое сопротивление и достигается высокая скорость подводного движения ракеты, в 3-5 раз превышающая скорость обычных торпед, движущихся в режиме сплошного (безотрывного) обтекания. Достижения в области высокоскоростного подводного движения ракет прежде всего обусловлены фундаментальными исследованиями неуправляемого движения тел в режиме развитой кавитации, взаимодействия реактивной струи (газовой, газожидкостной, водяной) с каверной, длительного устойчивого управляемого движения при кавитационном обтекании тела.

Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам.

При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания.

Для достижения высоких технических характеристик ракет, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с (200 уз.), необходимо обеспечить не только многократное снижение сопротивления движению, но и создание высокоэффективного реактивного двигателя (энергосиловой установки) на экологически чистом, безопасном в эксплуатации энергоемком топливе, а также системы управления, органов управления и стабилизации. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.

Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива - гидрореагирующих металлов.

Работы по созданию такого уникального двигателя были начаты в 60-х годах по инициативе и под руководством лауреата Государственной премии М.С. Меркулова и завершены в 70-х годах под руководством лауреата Ленинской премии Е.Д. Ракова. Одновременно для этого двигателя разрабатывались единственные в своем роде твердые гидрореагирующие топлива на основе легких металлов, а также конструкция зарядов большой массы и технология их изготовления. Под руководством лауреата Ленинской премии И.М. Сафонова была создана автономная система управления, имеющая переменную структуру и использующая принципиально новый способ управления подводным ходом ракеты по глубине, обусловленный наличием каверны.

При движении ракеты со скоростью 200 уз и более возникают значительные гидродинамические нагрузки на ее корпус, вызывающие, в свою очередь, вибрационные нагрузки на элементы конструкции корпуса и ее аппаратуру управления.

Под руководством главного конструктора Е.Д. Ракова были разработаны методы проектирования и конструирования элементов ракеты с учетом действующих факторов. Уже к концу 50-х годов результаты исследований позволили принять научно обоснованное решение о создании скоростной подводной кавитирующей ракеты при авторитетной поддержке Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, академиков А.П. Александрова, В.Н. Трапезникова и вице-адмирала Б.Д. Костыгова.

На основе ряда последовательных научно-исследовательских работ, проведенных институтами ВМФ и промышленности при участии Академии наук СССР, был осуществлен переход к большой опытно-конструкторской работе по созданию первого боевого образца скоростной подводной кавитирующей ракеты Шквал класса ПЛ-вода-ПЛ, ПЛ-вода-воздух-НК. Создание подводной скоростной ракеты потребовало освоения новых материалов, технологий, уникального оборудования, создания новых производств и объединения усилий многих предприятий различных отраслей промышленности. Общее руководство осуществляли министр СССР В.В. Бахирев и его заместитель Д.П. Медведев. Эта опытно-конструкторская работа была успешно завершена в 1977 г. коллективом под руководством Е.Д. Ракова. Научным руководителем разработки являлся академик АН УССР лауреат Ленинской премии Г.В. Логвинович. В работе принимал активное участие большой коллектив ученых и специалистов предприятий промышленности и институтов ВМФ, в том числе лауреаты Ленинской премии Ю.В. Фадеев и Ю.Г. Ильин, лауреаты Государственной премии Г.В. Уваров и В.П. Ивашков, М.П. Лисичко, В.Г. Горячко, П.Ф. Бреус, Г.С. Хорсун, Г.М. Акопов и многие другие.

Создание первой в мире кавитирующей скоростной подводной ракеты явилось большим достижением российской науки и техники и в научно-техническом плане открыло путь к дальнейшему созданию перспективных образцов подводного оружия этого типа с высокими тактико-техническими данными.

Кавитирующие подводные ракеты имеют высокую боевую эффективность поражения цели за счет большой подводной скорости, обеспечивающей минимальное время доставки боевой части к цели. Полностью подводная траектория скоростных подводных ракет класса - ПЛ - вода - ПЛ - затрудняет противодействие им со стороны противника и позволяет использовать их подо льдами Арктики, т.е. сохраняет положительное качество обычных торпед. Использование ракет Шквал существенно повышает боевую эффективность ракетно-торпедного вооружения ВМФ.

Литература:

ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ Е.С. ШАХИДЖАНОВ доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии

Вернуться на страницу ОРУЖИЕ

Когда сверхзвуковая торпеда в воде преодолевает звуковой барьер, раздается ли громкий бумс , как в случае с самолетами?

А кто сказал, что торпеды сверзвуковые?

Валерий Тимофеев Просветленный (33037) 7 лет назад

Нет. Шлёп.

Граф де Валль Искусственный Интеллект (370158) 7 лет назад

Скорость звука в воде совсем другая - намного выше.

Ни одна торпеда не может преодолеть в воде звуковой барьер, кроме ракет подводной стрельбы с атомными боеголовками.

Быстрый убийца

Скоростной противолодочный комплекс  «Шквал» появившийся в Советском Союзе, осенью 1977 года, до сих пор является уникальным подводным оружием. Создать аналоги этой сверхскоростной торпеды на западе удалось только в 2005 году (немецкий комплекс «Барракуда»).  Принцип кавитации, когда  торпеда под водой обволакивается облаком газов, позволяет идти  с крейсерской скорость около 200 морских узлов, или 380 км/час. На испытаниях подводный снаряд удавалось разогнать до скоростей близким к 500 км/час, что совершенно беспрецедентный показатель.  Фактически это не торпеда в обычном понимании, а ракета перемещающаяся скрыто, под водой.

Удивительно, но существует легенда, что причиной создания этого смертоносного «убийцы авианосцев»  послужила дезинформация ЦРУ о том, что в США полным ходом идут и близки к завершению работы по принятию на вооружение супер торпеды способной развивать 200-300 узлов в час.

Долгое время достижение таких скоростей под водой считали просто невозможными, ведь сопротивление водяной среды почти в 1000 раз выше, чем воздушной, поэтому, что бы разгоняться до такой скорости нужен невероятно мощный двигатель.

Хотя версия с разведывательной дезой, скорее всего полностью неправильная. Исследовать поведения реактивных снарядов, под  водой, в СССР начали еще в 40-е годы, а заниматься эффектом кавитации началось в гидродинамической лаборатории ЦАГИ, под Питером.

Итогом работы по теме с секретным названием «Белка» стало появление снарядов с устойчивым прямолинейным подводным ходом на дистанцию 500-700 метров (неуправляемый реактивный снаряд м-6).  Тогда же был начаты работы по  созданию «кавитирующей торпеды» #8212 тема РКТ-45, а  параллельно с этим, в НИИ-1 проводились попытки, совместит управление реактивным двигателем с акустической головной самонаведения.

Поэтому, когда Постановлением Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 года, головной организацией по проведению работ по проекту «Шквал» назначили НИИ-24, все наработки из НИИ-1 были переданы туда.

Что же в итоге получилось?  Общая длинна торпеды 8 метров, вес свыше двух с половиной тонн, вес боевой части 150 в ядерном, или 210 в «обычном» исполнении. Твердотопливный реактивный ускоритель разгоняет торпеду до крейсерской скорости  375 км/в за 4 секунды. Казалось бы оружие мечты, стремительный подводный убийца, идущий на глубине 6 метров к своей цели. Но тут, не все так просто. Первый заметный недостаток это радиус действия. Максимально возможный ход около 13 км, а то и еще меньше. Второе это повышенный шум. Из-за того, что боевой снаряд не просто рассекает воду, а фактически вспенивает ее вокруг себя, работа двигателя очень шумная. Заметить ее просто легко. Да конечно во время отреагировать на атаку «Шквалом» и совершить маневр ухода невозможно, он быстрый, и за те несколько секунд подводного хода, крупная цель не успеет, сколько ни будь существенно изменить свой путь, но зона пуска становится однозначно определенная, т.е. по простому «Шквал» демаскирует подводную лодку перед противником, что очень и очень неприятно.  Третий недостаток вытекает из логического преимущества. Ход сверхскоростной системы под водой немного «трамвайный», поворачивать она фактически не успевает. Поэтому ее запуск требует повышенной точности определения местоположения атакуемой цели. Возможно именно из-за этого подводники #171 Шквал#187 не очень любят, она не позволяет подводной лодке пользоваться своим естественным преимуществом #8212 скрытностью. Тем более, что для того что бы произвести выстрел ПЛ приходится всплывать, максимальная глубина пуска #171 Шквал#187 всего 30 метров.

И, несмотря на все это подводный комплекс,  своим появлением вызвал на западе большой интерес, и даже стал героем ряда шпионских скандалов. Во всяком случае, совершенно точно известно о  попытках приобрести техническую документацию, на разработку и производство торпеды «Шквал». 5 апреля 2000 года гражданин США, Эдмонтон Поуп, был арестован сотрудниками ФСБ при передаче 30 тысяч долларов одному из технических специалистов, отвечающих за разработку и модернизацию системы «Шквал»

За, без малого 40 лет на службе, торпеда Шквал пережила несколько модернизаций, от версии м-1 до м-5. Основной упор делался на дальность хода. Первый рабочий образец имел совсем никуда не годную дальность – 2 км, последующие образцы понемногу наращивали этот показатель, до нынешних 13. Современное развитие ракетостроения, позволила сделать еще более компактный и мощный маршевый двигатель.

В  планах появление подводных ракет с дальностью хода около 15-20 километров, правда в этом случае, скорее всего, придется решать задачи с оперативным наведением ракеты на цель, т.к. «шкал» обладает инерционным управлением,  задача которого не сбиться с курса. Поставить головку самонаведения пока не удается т.к. в головной части ракеты, расположен механизм, отвечающий за кавитацию.

Источники: http://www.kremalera.narod.ru/shkval.htm, http://otvet.mail.ru/question/13569804, http://allbiggun.ru/byistryiy-ubiytsa/






Комментарии: 5

  • 08.09.18, 01:23
    Роман
    Позвоните мне, пожалуйста, по этому номеру 8(812) 426-88-69
  • 08.09.18, 01:32
    Иван
    Перезвоните по номеру 8(812) 426-88-69 Иван.
  • 09.09.18, 15:01
    Роман
    Позвоните мне, пожалуйста, по этому номеру 8(495) 248-01-88
  • 14.10.18, 14:53
    Алексей
    Перезвоните пожалуйста по телефону 8(965)219-99-19 Алексей
  • 17.11.18, 11:05
    Олег
    Перезвоните пожалуйста по телефону 8(926)363-37-16 Олег

Поделитесь своим мнением