Количество Самолетов Ту 160 В России



количество самолетов ту 160 в россии

Обещанного три года ждут

Отгремели супермасштабные авиационные праздники и выставки. Однако обещанный третий модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160 так и не покинул территорию Казанского авиационного завода.

В марте этого года командующий 37-й воздушной армией стратегического назначения Игорь Хворов заявил, что в 2007 году ВВС России получат два самолета Ту-160. И еще добавил, что обновленные самолеты оснащены новым прицельно-навигационным комплексом, оборудованием кабины и более экономичными двигателями. Они могут атаковать цели как с использованием крылатых ракет большой дальности, так и с помощью корректируемых авиабомб.

В августе этого года это заявление было подкреплено теперь уже другим командующим дальней авиацией ВВС РФ - Павлом Андросовым. Новый стратегический командарм сообщил журналистам, что Ту-160, прошедший глубокую модернизацию, поступит на вооружение в ближайшее время. По его словам, «этот самолет уже стоит на стоянке и проходит испытания. По их результатам будет продолжена модернизация парка самолетов дальней авиации».

А воз, как говорится, и ныне там. В настоящее время российская стратегическая авиация располагает 15 бомбардировщиками Ту-160. По заявлениям военного ведомства, ежегодно 1-2 бомбардировщика проходят модернизацию. Также получают новые машины этого типа темпом по 1-2 машины каждые два года. В целом, Министерство обороны России планирует довести численность Ту-160 в составе ВВС аж до 30 машин. Правда, к какому сроку такая численность будет достигнута, не указывается (к 2020 году? - А.Н.). Так ли это в действительности?

Вначале вкратце рассмотрим биографию Ту-160. В начале 80-х годов на опытном заводе в Москве были построены 2 опытные машины («70-01» и «70-03») и один самолет для статических испытаний («70-02»). Серийное производство этих машин было начато в 1984 году на Казанском авиационном заводе им. Горбунова. Всего до 1993 года на этом предприятии были построены 29 самолетов Ту-160, включая 8 машин двух опытных серий. В марте Ту-160 с заводским номером «01-02» был потерян в аварии в марте 1987 года. Самолет не подлежал восстановлению. Как говорится, разбился в дым. К сожалению. По состоянию на 1993-й год, в цехах Казанского авиазавода находились 5 недостроенных Ту-160.

В момент распада СССР на территории «незалэжной» Украины оказались 19 Ту-160 в составе 184-го тяжелобомбардировочного авиаполка в Прилуках, России – 10 машин. Все российские самолеты были приписаны к ОКБ им. А.Н. Туполева (летно-испытательная станция в Жуковском) и учебному центру в Рязани (43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации, Дягилево), т.е. все они были опытными машинами или самолетами опытных серий ранних выпусков. Только в 1992 году российская Дальняя авиация получила новый (серийный) полноценный боевой самолет. Как известно, после долгих переговоров Украина в ноябре 1999-феврале 2000 гг. передала России 8 строевых самолетов Ту-160 в счет погашения задолженности за энергоносители, остальные самолеты были утилизированы в 1998-2001 гг. на радость американским гильотинам.

В 1992 году начинается «черная страница» в биографии Ту-160 – указом президента Б. Ельцина прекращается серийное строительство самолетов. В знак протеста свертыванию производства Ту-160 в 1995 году застрелился на своем рабочем месте генеральный директор Казанского авиационного производственного объединения Н. Копылов. Ценой жизни директора завода медленно, но все же возобновляется производство Ту-160 и в 1997 году в Казани достроен и передан Дальней авиации один самолет.

Таким образом, в 2000 году Дальняя авиация России располагала уже 15 строевыми самолетами Ту-160, из них 5 машин были переданы из испытательных и учебных центров в Жуковском и Рязани. Кроме них, в Жуковском находились 5 машин, 1 опытный самолет проходил модернизацию на Казанском авиазаводе. В мае 2000 года российская стратегическая авиация пополнилась одним Ту-160 с заводским номером «802». Этот самолет был заложен в Казани в 1995 году и совершил первый полет 10 ноября 1999 года. В Дальней авиации самолет получил собственное имя «Александр Молодчий» и бортовой номер «07». 18 сентября 2003 года Дальняя авиация России понесла потерю - Ту-160 №01 «Михаил Громов» потерпел аварию. В 2005 году модернизированный бомбардировщик Ту-160 официально принимается на вооружение Дальней авиации. Напомним, что к этому времени модернизацию прошла всего 1 машина – «Александр Молодчий».

В июле 2006 года в Казани в торжественной обстановке прошла церемония передачи Военно-воздушным силам второго модернизированного Ту-160 с заводским номером «202». На этой церемонии тогдашний заместитель председателя правительства – министр обороны Сергей Иванов сообщил, что Министерство обороны РФ к концу текущего года планирует получить еще один абсолютно новый самолет-ракетоносец этого типа. «Не часто, особенно в последние годы, у Вооруженных Сил и ВВС России случаются такие праздники, - напомнил вице-премьер. - Мы пережили тяжелые 90-е годы, сегодня ситуация в Казанском авиационном производственном объединении начинает улучшаться. Наглядный пример этому - самолет-красавец, который стоит перед вами».

Однако «абсолютно новый ракетоносец» оказался модернизированным самолетом выпуска 1986 года (4-я серийная машина). Самолет получил собственное имя «Валентин Близнюк» (в честь главного конструктора Ту-160) и бортовой номер «19». Самолет проходил модернизацию аж с 2000-го года, до этого он пылился на летном поле в Жуковском. Интересно отметить, что этот самолет был принят на вооружение ВВС годом раньше – в конце 2005 года.

Как видим, на высоком уровне 32-й серийный казанский самолет обещали сдать ВВС еще к концу 2006 года. С тех пор срок сдачи модернизированного Ту-160 переносился неоднократно. В настоящее время на Казанском авиазаводе находятся три недостроенных Ту-160. Об их скорой достройке в командовании ВВС РФ говорили в 2004 году (ИА «Интерфакс»). Обещанного три года ждут?

Именные самолеты Ту-160

01 «Михаил Громов» (потерпел аварию в сентябре 2003 г .)

05 «Александр Голованов» (раньше тоже имел имя «Илья Муромец»)

06 «Илья Муромец»

07 «Александр Молодчий»

12 «Александр Новиков»

Возобновляется производство ракетоносцев Ту-160

Верховный главнокомандующий принял решение о возобновлении производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М. По словам главкома ВВС генерал-полковника Виктора Бондарева, будет закуплено не менее пятидесяти этих самолетов.

Особенность Ту-160 - изменяемая геометрия крыла, позволяющая выбирать оптимальный режим полета и экономить топливо. А еще тяжелый стратег отличается на редкость изящными обводами фюзеляжа и, можно сказать, грациозными крыльями.

Самолет действительно красив, не случайно летчики сразу стали звать свои машины Белым лебедем .

И трудно поверить, что этот летающий красавец в реальности самый мощный в мире самолет стратегического назначения. Кстати, на Западе Ту-160 получил почти пиратское имя Blackjack - Черный Джек.

Модернизированный Ту-160М относится к классу бомбардировщиков-ракетоносцев. Конечно, основное его вооружение - высокоточные крылатые ракеты большой дальности полета. В том числе с ядерными боеголовками.

Однако если потребуется, во вместительный фюзеляж можно загружать и авиабомбы, как обычные, так и ядерные, а также сверхмощные с системами самонаведения или телеуправления. Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - сорок тонн.

читайте также

Дальность полета Ту-160М с максимальным по весу боезапасом - 10500 км. С нормальной нагрузкой - 14000 км. При этом дальность полета крылатых ракет, которые он несет на борту, достигает 10000 км.

Сверхзвуковая скорость самолета - свыше 2000 км/час. Потолок -15600 метров. Экипаж - 4 человека. Первоначально Ту-160 должен был доставить в зону пуска 12 крылатых ракет Х-55 большой дальности с термоядерными боеголовками. Модернизированный самолет будет нести обычные ракеты и авиабомбы.

Специально под Ту-160М разрабатываются гиперзвуковые крылатые ракеты. Это оружие будущего. Сейчас же основное вооружение Белого лебедя - это крылатая ракета Х-555 и новейшая Х-101 в неядерном снаряжении.

Х-555 дозвуковая ракета. Летит на дальность 2000 км со скоростью около 900 км/час. Высота полета варьируется от 40 до 110 метров, что делает практически невозможным ее обнаружение и перехват средствами ПВО.

Пролетев 2000 км, ракета отклоняется от цели, которую должна поразить, всего на 5 метров. При мощности боевой части свыше 400 кг в тротиловом эквиваленте любая цель гарантированно уничтожается.

Х-101 - тоже дозвуковая ракета со схожими летными характеристиками. Отличается большей дальностью полета - до 10000 км. При этом на дальности 5000 км круговое вероятное отклонение составляет 5 метров, на 10000 км - 10 метров. Более точной ракеты в мире нет. К тому же ракета имеет систему самонаведения и может поражать даже подвижную цель, например, авианосец.

Х-555 и Х-101 штатно оснащены обычными боеголовками. Но в случае критической ситуации на них можно установить и специально разработанные ядерные заряды мощностью 200 тысяч тонн в тротиловом эквиваленте.

Интересна история принятия на вооружение первых Ту-160. Наши ракетоносцы создавались в противовес американским В-1. Они даже внешне чем-то похожи. Американцы так разрекламировали свою машину, что в Москве не на шутку обеспокоились и решили отправить в войска новые ракетоносцы еще до завершения полного цикла государственных испытаний. Естественно, их отправляли поближе к западным границам, на Украину. Первые два самолета Ту-160 (N 1-01 и N 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках в апреле 1987 года. Потом выяснилось, что зря волновались и спешили. В реальности, а не в рекламе американский В-1 абсолютно во всем уступил нашему Ту-160.

К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолетов, из которых были сформированы две эскадрильи. После распада Советского Союза все эти ракетоносцы остались на территории ставшей независимой Украины. В 1999-2000 годах была достигнута договоренность, по которой Украина передала России восемь Ту-160 взамен списания части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине Ту-160 были уничтожены.

С 2001 года Россия имеет в боевом строю 15 самолетов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев, в соответствии с Договором ОСВ-2, официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами с ядерными боеголовками.

Глубоко модернизированные Ту-160М, выпускать которые будет Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова, во многом станут самолетами нового поколения.

Полностью обновится бортовое оборудование, оно станет цифровым. Классические стрелочные приборы в кабине заменят экраны мониторов. На ракетоносце установят новейшие системы закрытой спутниковой связи и навигации. Были сообщения, что покрытие фюзеляжа и крыльев тоже обновится, и Белый лебедь станет почти незаметным для самых чувствительных радаров.

На Ту-160М нет пушек для самообороны. Но на нем установят самые мощные системы радиоэлектронной борьбы - габариты машины позволили это сделать. А значит, поразить самолет управляемым ракетным оружием станет невозможно.

Более того, радары вражеских истребителей в упор не увидят нашего лебедя . Скоростные же характеристики позволят тяжелому ракетоносцу уйти от перехватчиков задолго до выхода на визуальный контакт.

РЭБ настолько мощное, что его не включают и на среднюю мощность даже во время учений.

Подтверждением высочайших характеристик Ту-160 являются 44 мировых рекордов по высоте и дальности полета. В том числе беспосадочный перелет на 18 тысяч километров за 24 часа и 24 минуты. Его совершили два Ту-160 10 июня 2010 года.

Так что когда в небо смогут подняться не несколько Ту-160 - сейчас их в строю всего полтора десятка - а стаи Белых лебедей , у многих ястребов воинственного пыла поубавится.

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. чтобы сообщить нам о ней.

Источники: http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/81/, http://www.rg.ru//05/29/raketonosci.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением