Х 55 Стратегическая Крылатая Ракета



х 55 стратегическая крылатая ракета

Х-55 - дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами.

Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. === В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета.

Носителями КР являются самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и Ту-160.

На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 Kent .===

Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. В дальнейшем были созданы модификации ракеты с увеличенной за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков дальностью - Х-55СМ.

Стратегическая ракета Х-55 способна с высокой точностью поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).

Каждый бомбардировщик Ту-95МС может нести до шести ракет. расположенных на пусковой барабанной установке катапультного типа в грузоотсеке самолета. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.

Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая дискуссия о том, где должен находиться носитель полетного задания: на ракете или на самолете как (централизовано или децентрализовано) должно готовиться полетное задание. Победила концепция строгой централизации, что на сегодня не дает возможности несанкционированно применить ракету, вне зависимости от того, в чьих руках бы она не находилась.

Модификации ракеты:
  • Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15)
  • Х-55-ОК (изделие 124)
  • Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) - увеличенной дальности.
  • РК-55 (SSC-X-4) - КР наземного базирования, уничтожена по договору сокращения вооружений средней дальности.
  • С-10 Гранат (3М-10 SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования.
  • Х-65 - тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой
  • Х-555 - глубокая модернизация Х-55. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 5000 км. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-555, вслед за этим правительство РФ приняло решение развернуть их серийное производство.

После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане. В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.

Россия вооружится новой стратегической крылатой ракетой

ВВС России до конца года примут на вооружение новую авиационную стратегическую крылатую ракету. Об этом, как сообщает Интерфакс . заявил заместитель министра обороны России Александр Сухоруков. По его словам, два испытательных пуска новой ракеты уже состоялись и признаны успешными. В августе мы еще стреляем два раза и принимаем на вооружение , - отметил замминистра.

О какой именно ракете идет речь, Сухоруков не уточнил. Замминистра обороны также не рассказал о технических характеристиках нового боеприпаса. В настоящее время на вооружении ВВС России стоят две стратегических крылатых ракеты: Х-55 и Х-555. Они входят в состав номенклатуры стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Ранее также заявлялось о планах принятия на вооружение крылатой ракеты Х-102.

Х-55 и Х-555, отличающиеся между собой дальностью полета и массой боевой части, способны совершать полеты на скорости до 920 километров в час. Х-102 может развивать скорость до 970 километров в час. При этом боеприпасы оснащены системами корректировки траектории по рельефу местности и способны совершать полеты на предельно малых высотах.

В конце марта года министр обороны России Анатолий Сердюков заявил. что ВВС России уже получили новую крылатую ракету большой дальности. При этом он отметил, что новая ракета повысила боевой потенциал авиационной составляющей стратегических ядерных сил.

По словам Сухорукова, в России в настоящее время также активно ведутся работы по созданию гиперзвуковой ракеты. Первые испытания в рамках этого проекта планируется провести до конца года. В августе года корпорация Тактическое ракетное вооружение объявила о начале работ по созданию гиперзвуковой ракеты, которая сможет развивать скорость, в 12-13 раз превышающую скорость звука.

Разработка гиперзвуковых ракет активно велась в СССР. В частности, в 1970-х годах была создана летающая лаборатория Холод на базе ракеты зенитного комплекса С-200. В ходе летного испытания ракета сумела развить скорость в 5,2 числа Маха (около шести тысяч километров в час). Считается, что проект получил дальнейшее развитие и его разработка теперь ведется под шифром Холод-2 .

Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета Х-55СМ предназначена для использования против важных стратегических объектов противника с заранее разведанными координатами. Стратегическая ракета Х-55СМ способна с высокой точностью поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. В полете ракета огибает рельеф местности на малой высоте.

В качестве носителя Х-55СМ применен сверхзвуковой самолет Ту-160В. в двух грузоотсеках которого может располагаться 12 ракет.

КР Х-55СМ представляет собой модификацию ХР-55, имеющей улучшенную характеристику дальности за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков.

Предложения о разработке ракеты ХР-55 были готовы в 1971 г. т.е.за 4 года до начала разработки стратегической крылатой ракеты (КР) в США. Отечественная программа была реализована со значительно меньшими затратам. НИОКР создания и доводки отечественной стратегической КР практически совпали по времени (начало - середина 1976 г. окончание - середина 1982 г.) с аналогичными работами в США.

Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двухконтурный турбореактивный двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности.

Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).

Ракета принятие на вооружение 31 декабря 1983 года. После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане.

В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.

На базе КР Х-55 помимо Х-55СМ созданы: тактическая модификация Х-65 с обычной боеголовкой С-10 Гранат (3М-10 SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования РК-55 (SSC-X-4) - КР наземного базирования, уничтожена по договору сокращения вооружений средней дальности.

Дальнейшим развитием КР серии Х-55 явилась новейшая стратегическая крылатая ракета Х-555, имеющая существенное отличия от своей предшественницы. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 5000 км.

В октябре 1999 года прошли испытательные пуски, приняло решение развернуть серийное производство Х-555.

Х-55 / Х-55СМ / Х-65 / Х-555 - AS-15 KENT

ДАННЫЕ НА г. (стандартное пополнение)

Ракета Х-55 / РКВ-500А / изделие 120 - AS-15 KENT-A

Ракета Х-55СМ / РКВ-500Б / изделие 125 - AS-15 KENT-B

Ракета Х-65Э / Х-65СЭ

Ракета Х-555 - AS-15 KENT-C

Крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 г. в МКБ Радуга , главный конструктор - И.С.Селезнев.

Ранее, с 1968 г. по 1970 г. ГосНИИАС проведена НИР Эхо в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г. опираясь в т.ч. на результаты НИР Эхо , МКБ Радуга вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.

После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ Радуга ), морского и наземного базирования принято 8 декабря 1976 г. Системы морского и наземного базирования создавались НПО Новатор (комплексы 3К10 Гранат и 3К12 Рельеф ). Фактически работы по проектированию ракеты были начаты МКБ Радуга еще летом 1976 г. За создание новой системы вооружений отвечал генеральный конструктор МКБ Радуга И.С.Селезнев. От Минавиапрома СССР проект курировал заместитель министра И.С.Силаев. По линии ВПК при Совмине СССР контроль осуществлялся начальником оборонного отдела ЦК КПСС И.Д.Сербиным и секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам Л.П.Рябовым.

vpk-news.ru ).

Модель раннего проекта КР воздушного базирования МКБ Радуга , начало 1970-х годов. Музей МКБ Радуга www.missiles.ru ).

Модель первого варианта КР изделие 120 - прототипа КР Х-55, не ранее 1976 г. Музей МКБ Радуга www.missiles.ru ).

В основу системы наведения новой ракеты легли исследования группы ВВИА им.Жуковского под руководством профессора А.А.Красовского по экстремальной навигации. Оценка точности подобной системы наведения проведена группой Ю.С.Осипова (позже - Президент Российской Академии Наук). Выбор маршрута так же строился с учетом повышения скрытности крылатой ракеты - по нижним точкам рельефа местности. Так же предполагалось использование тактики встречного подрыва ядерных боевых частей ракет - при поражении ракет на маршруте следования зенитными средствами противника. Это позволяло расчистить объекты системы ПВО на маршруте следования групп ракет при их массированном применении. До начала летных испытаний решения и алгоритмы, заложенные в систему управления комплекса, прошли всесторонние испытания на моделирующем стенде в ГосНИИАС.

Сборка опытных образцов ракет изделие 120 начата Дубнинским машиностроительным заводом в начале 1978 г. Позже, из-за загрузки завода другими заказами, начат перевод производства ракет на Харьковское Авиационное Промышленное Объединение. На первом этапе в ХАПО велось производство отдельных агрегатов, которые передавались для сборки в Дубну.

Испытания крылатой ракеты велись на полигоне 929-го ЛИЦ НИИ ВВС СССР во Владимировке (Ахтубинск). Первые два экспериментальных пуска были неудачными (ист. - И.С.Селезнев, стр.394, Аркадий Адамович Бриш. ).

Натурный макет первого варианта КР Х-55 / изделие 120 на открытой площадке музея МКБ Радуга www.missiles.ru ).

Первый вариант ракеты изделие 120 создавался с учетом того, что ракеты будут размещаться в фюзеляже носителя на многопозиционной катапультной установке. Таким образом сечение ракеты в транспортном положении позволяло максимально использовать доступный объем отсека самолета-носителя. Позже, из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ Новатор , рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота КР Х-55 и конструкция последней была изменена - в транспортном положении ракета по сечению была вписана в габариты торпедного аппарата калибра 533 мм.

Модель одной из компоновок второго варианта КР Х-55 / изделие 120 в музее МКБ Радуга www.missiles.ru ).

В марте 1978 г. по решению министра авиационной промышленности В.А.Казакова начата подготовка серийного производства ракеты Х-55 на Харьковском Авиационном Промышленном Объединении (ХАПО). Производство развертывалось в цехе №85 ХАПО под руководством А.К.Мялицы. В декабре 1979 г. собран первый полноценный фюзеляж ракеты. Первая серийная ракета, полностью изготовленная на ХАПО, передана заказчику 14 декабря 1980 г. Всего для испытаний в течение 1981 г. в Дубне и на ХАПО выпущено 40 ракет Х-55.

Совместные испытания ракет и носителей проводились на базе трассово-измерительного комплекса полигона 929-го ЛИЦ НИИ ВВС (Ахтубинск). Опытный самолет-носитель Ту-95М-55 (ВМ-021) совершил первый полет 31 июля 1978 г. Первый пуск Х-55 выполнен 23 февраля 1981 г. До конца 1981 г. с носителя Ту-95М-55 выполнено 10 пусков Х-55, а всего в ходе первого этапа летных испытаний выполнено 12 пусков ракет. Один из пусков был неудачным из-за отказа генератора энергосистемы ракеты. 3 сентября 1981 г. выполнен зачетный пуск с первого серийного Ту-95МС. С марта 1982 г. в испытаниях в Ахтубинске принимал участие второй серийный Ту-95МС. Испытания КРБД Х-55 завершены в декабре 1982 г.

Серийная КР Х-55 / изделие 120 в сборочном цеху ХАПО, г.Харьков (Марковский В. Перов К. Крылья судного дня. Авиаракетный комплекс Х-55. // Наука и техника. №2 / 2010 г.).

Второй (основной) вариант КР Х-55 / изделие 120 на открытой площадке музея МКБ Радуга www.missiles.ru ).

Ракетный комплекс воздушного базирования, включающий носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, принят на вооружение 31 декабря 1983 г. В части источников (например, Марковский В. ) указано, что ракеты была принята на вооружение до завершения испытаний 25 декабря 1979 г. В 1983 г. после принятия на вооружение, за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ Радуга и ХАПО удостоена Ленинской и Государственной премий. В 1986 г. производство Х-55 с ХАПО передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе.

Наименование ракет типа РКВ-500 использовалось при переговорах по ОСВ между СССР и США.

www.airforce.ru ).

Пусковые установки :

- МКУ-6-5 / 9А829К2 - многопозиционная катапультная установка - пусковая установка барабанного типа, размещалась внутри фюзеляжа Ту-95МС, на ПУ размещалось 6 ракет. Выброс ракет осуществлялся пневматическим толкателем.

www.nppstart.ru ).

- АКУ-2 / АКУ-3 - авиационная катапультная установка - размещалась под крылом Ту-95МС, АКУ-2 - на две ракеты - размещалась ближе к фюзеляжу, АКУ-3 - на три ракеты - размещалась между двигателей. Выброс ракет осуществлялся пневматическим толкателем.

1) первый вариант КР изделие 120 - нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися под фюзеляж крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты в транспортном положении в сечении оптимизирована для размещения на многопозиционной ПУ ( барабане ). Двигатель размещается в фюзеляже и выдвигается из фюзеляжа на пилоне вниз перед пуском. Оперение цельноповоротное, киль складывается набок.

Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности - острый нос, сложный профиль сечения, размещение крыльев под фюзеляжем в сложенном положении, минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Возможно, обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита (как у более позднего стандартного варианта ракеты).

2) базовый вариант КР Х-55 - нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися в разрез фюзеляжа (в топливный бак) крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты оптимизирована в т.ч. для использования из торпедного аппарата калибра 533 мм. Это вызвано тем, что из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ Новатор , рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота КР Х-55.

Компоновка ракеты Х-55 (рисунок И.Приходченко, Авиация и Космонавтика №10 / 2005 г.).

Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируются с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации ракета становится асимметричной. Хвостовое оперение выполнено складным - все его поверхности являются рулевыми цельноповоротными, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Киль поначалу складывался набок (первый вариант изделия 120), но затем консоли унифицировали, и на киле появился еще один дополнительный шарнир. Для сокращения общей длины убирающимся сделали и хвостовой кок, складывавшийся гармошкой . Стягивавшая его нихромовая проволока при сбросе пережигалась электрическим импульсом, и кок расправлялся пружиной. Двигатель выдвигается вниз под действием толкателя пиропатрона, после чего открывающиеся створки люка закрывают проем обжимая пилон двигателя. Пиротехническими толкателями также распахивались консоли крыла и оперения, причем эти механизмы работали при высоких давлениях до 350 атм. буквально выбрасывая агрегаты наружу, где те удерживались фиксаторами.

Подвеска ракеты под носитель осуществлялась на 4 разнесенных по конструкции бугеля, что позволяло облегчить силовой набор конструкции ракеты. Фюзеляж ракеты был выполнен полностью сварным из сплава АМГ-6. Конструкция крыла выполнялась из композиционного материала состоявшего из кремнийорганической ткани и спецсмолы К-1-70.

Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности - щели закрываются крышками, на поверхности минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

3) КР Х-55СМ - конструкция полностью подобна базововому варианту КР Х-55 за исключением конформных топливных баков установленных с целью цвеличения дальности полета.

Крылатые ракеты Х-55СМ на этапе сборки в цеху МКБ Радуга nasledie.dubna.ru ).

4) КР Х-65Э / Х-555 - конструкция корпуса аналогична КР Х-55СМ, но в носовой части ракеты добавлены дополнительные аэродинамические поверхности, напоминающие дестабилизаторы на ракетах воздух-воздух - вероятно, для компенсации изменения центровки из-за использования обычной боевой части.

www.aviationweek.com. взято с источника ).

Система управления и наведение - бортовая система управления БСУ-55 - инерциальная с использовнием БЦВМ для коррекции маршрута полета в районах коррекции по цифровой матрице высот района коррекции (экстремальная навигация). На участках коррекции радиовысотомер ракеты определяет текущую высоту рельефа местности и сравнивает с имеющейся в памяти цифровой матрицей высот участка коррекции - таким образом определяется местоположение ракеты на учатске коррекции и система управления ракеты корректирует маршрут полета до следующего участка коррекции. Система управления ракеты обеспечивает стабилизацию по трем осям, отработку заданной программы маршрута, удержание скоростного и высотного режимов полета с выполнением заданных маневров уклонения от перехвата. Контроль скорости и ускорений осуществляется доплеровским измерителем скорости и сноса.

Система управления комплекса вооружения на борту носителя обеспечивает получение точных координат носителя в момент пуска, ввод полетного задания и выставку гироинерциальных платформ крылатых ракет.

При создании системы наведения ракеты в её основу легли исследования группы ВВИА им.Жуковского под руководством профессора А.А.Красовского по экстремальной навигации. Оценка точности подобной системы наведения проведена группой Ю.С.Осипова (позже - Президент Российской Академии Наук). Выбор маршрута так же строился с учетом повышения скрытности крылатой ракеты - по нижним точкам рельефа местности.

- Х-555 - согласно информации из источников ракета оснащена системой управления с инерциально-допплеровской системой наведения, сочетающей коррекцию по рельефу местности с оптико-электронным коррелятором и спутниковой навигацией (источник ). Нюанс - сочетание экстремальной навигации по данным радиовысотомера и системой наведения с оптической корреляцией видится нам маловероятным.

Двигатель. проектированием двигателя для КР нового типа изначально занялись МНПО Союз (г.Москва), омское МКБ и НТК им. Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев). Кроме ТРДД рассматривался и вариант силовой установки с винтовентиляторными толкающими винтами. Выбор был сделан в пользу разработки МНПО Союз .

малогабаритный ТРДД Р-95-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Двигатель разработан МНПО Союз , главный конструктор - О.Н.Фаворский. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина). Двигатель является ТРДД с кольцевой камерой сгорания. Компрессор низкого давления - двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления - семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Запуск ТРДД осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором РДК-300 мощностью 4 кВт.

Статическая взлетная тяга - 300-350 кг

Длина - 850 мм

Диаметр - 315 мм

Масса - 95 кг

Весовая отдача - 3.68 кгс/кг

Степень двухконтурности - 2

Степень сжатия компрессора - 8,5

Удельный расход воздуха - 0,785 кг/кгс в час

Источники: http://www.airwar.ru/weapon/kr/x55.html, http://lenta.ru/news//08/08/cruisemissile/, http://vs.milrf.ru/armament/air/krs_x55.htm, http://militaryrussia.ru/blog/topic-702.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением