Гмз 3 Гусеничный Минный Заградитель



гмз 3 гусеничный минный заградитель

Инженерная техника

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ

(Изделие 118)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.

Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ - противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро- вентиляционную установку.

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ

Инженерная техника

(девяностые годы XX века -начало XXI века )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

(Изделие 318)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных и противоднищевых (последние только с неконтактными взрывателями) мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

ГМЗ-3 является дальнейшим развитием ГМЗ и ГМЗ-2. Снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на места. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих дымомаскировку как на месте, так и в движении.

Снята система противоатомной защиты за ненадобностью.

Добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

От автора. Очевидно первые ГМЗ-3 была выставлена на выставке RDE-2001 на полигоне Старатель НТИИМ под г. Нижний Тагил Свердловской области и с тех пор экспонировалась ежегодно. Последний раз на REA-. Но похоже, что время этой машины уже ушло. Изменились и концепция самих войн и минной борьбы. Военные специалисты не предсказывают в обозримом будущем длительных войн мирового масштаба с использованием большого количества танков. Ряд экспертов вообще высказывают сомнение в целесообразности существования самих танков, поскольку средства противотанковой борьбы развились так, что танку не выжить на поле боя.

А как раз под противостояние массированным танковым атакам в свое время и создавались ГМЗ. Сегодня для обычного планового создания противотанковых минных полей, когда время не лимитирует, вполне достаточно ручной установки мин. Не случайно в Европе и в США даже не пытаются создавать ничего подобного ГМЗ. А для остановки танковой атаки уже давно придуманы системы дистанционного минирования. Минное поле выставляется едва ли не мгновенно и не требует присутствия на поле боя ни саперов, ни минных заградителей.

Машина оснащена современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии).

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ-3

— Олег Викторович, Уралвагонзавод отмечает 75-летие. Какие события, на ваш взгляд, стали определяющими в истории предприятия?

— Свое летоисчисление УВЗ ведет с 11 октября 1936 г. когда с его конвейера сошли первые грузовые полувагоны. С тех пор предприятие является отечественным лидером по производству подвижного состава. Сегодня каждый третий вагон на железнодорожных магистралях России имеет марку #171 УВЗ#187 .

Еще одна важная ступень – развитие криогенного производства. С 1956 г. на УВЗ началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей, с помощью которых в августе 1957 г. была испытана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 на космодроме Байконур. Благодаря продукции Уралвагонзавода, в 1961 г. был успешно запущен космический корабль #171 Восток#187 с первым в мире космонавтом на борту.

В 1970-х гг. Уралвагонзавод был занесен в #171 Книгу рекордов Гиннесса#187 как крупнейшее машиностроительное предприятие мира. А самым значимым достижением конструкторов УВЗ в 90-е годы стало производство главного на сегодняшний день танка Российской армии – Т-90А и его экспортного варианта – Т-90С.

Олег Сиенко и члены экипажа модернизированного Т-90С снимают брезент с нового танка во время его презентации на выставке RussianExpoArms .

— Если позволите, остановимся на производстве бронетанковой техники более подробно…

— История Уралвагонзавода как военно-промышленного комплекса началась в декабре 1941 г. когда с конвейера предприятия сошел первый танк Т-34-76. Каждый второй Т-34, задействованный на фронтах Великой Отечественной войны, был детищем Уральского танкового завода.

Таким образом, в этом году завод празднует еще один юбилей – 70-летие нижнетагильского танкостроения. Всемирно известные танки, произведенные на Уралвагонзаводе – Т-34, Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-90С, состоят на вооружении не только Российской армии, но и еще десятков стран. За семьдесят лет УВЗ выпущено около ста тысяч единиц бронетехники! Это абсолютный рекорд мирового танкостроения.

Сегодня завод успешно выполняет заказы на спецпродукцию. Предприятие модернизирует танки Т-72, выпускает танки Т-90С и Т-90А, инженерные машины разграждения ИМР-3М, танковые мостоукладчики МТУ-72, боевые машины поддержки танков БМПТ, бронированные машины разминирования БМР-3М и танковые бульдозеры-снегоочистители ТБС-86.

— Очевидно, что выпуск подвижного состава для железнодорожной отрасли занимает ведущее место в производственной программе УВЗ. Какие еще гражданские заказы выполняются предприятиями Корпорации?

— За 75-летнюю историю своего существования УВЗ выпустил на магистрали страны почти миллион единиц грузового подвижного состава. На данный момент Уралвагонзавод представляет широкий спектр железнодорожно-подвижного состава. Это 19 видов полувагонов, специальных вагонов различного назначения и цистерн. Ежегодно на конвейер ставятся одна-две новые модели грузового подвижного состава.

Выпускается также дорожно-строительная техника (малогабаритные погрузчики, гусеничные и колесные экскаваторы), мобильные буровые установки для ремонта и освоения скважин и несколько моделей тракторов.

Последние разработки Корпорации – полувагоны нового поколения модели 12-196-01 с нагрузкой на ось 25 тонно-сил, различные модификации трактора РТ-М-160 – энергетически насыщенного модуля, не имеющего аналогов в России. На его базе изготовлен тяговый модуль вагонов, который нашел применение на железных дорогах России.

Гаубица 2А61 Завода №9.

— Что представляет собой сегодня Научно-производственная корпорация #171 Уралвагонзавод#187 ?

— Это интегрированная структура, в которую входят более 20 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов России, Украины и Западной Европы. Все они – известные разработчики продукции военного и гражданского назначения.

В дивизионе спецтехники Корпорации #171 УВЗ#187 – предприятия-разработчики и производители изделий для Вооруженных Сил. Они широко известны и признанны не только в России, но и за рубежом.

— Какую продукцию специального назначения представили предприятия Корпорации на RussianExpoArms ?

— На VIII Международной выставке вооружений на нижнетагильском полигоне Старатель Уралтрансмаш представил свою последнюю разработку – модернизированную 152-мм самоходную гаубицу #171 Мста-С#187 (2С19М1) с совершенной системой управления АСУНО. Эта же САУ существует со стволом под 155-мм снаряд НАТО (2С19М1-155). Екатеринбургское предприятие выпускает также гусеничный минный заградитель ГМЗ-3.

#171 Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК#187 выставил в этом году танковый дизельный двигатель В-92С2. Им оснащаются все серийные танки Уралвагонзавода, а также инженерные машины БРЭМ-1, ИМР-3, самоходные гаубицы, колесные и гусеничные шасси.

Завод №9 представил широкой публике одну из новейших артиллерийских систем – гаубицу 2А61, а НПО #171 Электромашина#187 продемонстрировало на выставке АПП-172 – автомат переключения передач для бронетехники. В экспозиции Рубцовского машиностроительного завода, несомненно, привлек внимание лесопожарный агрегат ЛПА-521, позволяющий с высокой эффективностью бороться с огнем на самых сложных участках.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 Уралтрансмаша.

— Главной интригой выставки стал, конечно, модернизированный танк Т-90С. Что вы о нем скажите?

— Да, здесь впервые широкой общественности был представлен модернизированный танк Т-90С. В нем традиционный для российских танков малый вес и габариты сочетаются с мощным вооружением и высокой скоростью движения. Танк снабжен боевым башенным модулем с высокоавтоматизированным комплексом управления вооружением и пушкой 2А46М-5 повышенной точности стрельбы. Входящая в боекомплект управляемая ракета, способна поражать цели на дальности до 5 км, что позволяет говорить о модернизированном Т-90С как о высокоточном оружии. Пулеметная установка танка отличается эффективным поражением неподвижных и движущихся целей в любое время суток на дальностях до 1500 м независимо от положения башни танка. Эксплуатационная скорость движения – не менее 60 км/ч. Конструкторы достигли своей главной цели – повысили боевые и эксплуатационные характеристики, обеспечивающие превосходство над лучшими современными танками.

ГМЗ-3 гусеничный минный заградитель

ГМЗ-3 гусеничный минный заградитель.

ГМЗ-3 («изделие 318») — последний вариант существенной модернизации первой версии ГМЗ («объект 118»), созданной на шасси самоходной АУ СУ-100П. Его задача — механизированная скоростная установка противотанковых противоднищевых (оснащенных только неконтактными взрывателями) и противогусеничных мин на грунт, в грунт (снег) на возможных путях движения бронетанковой техники противника.

Первые варианты ГМЗ были разработаны еще в 1970-х гг. Однако у нее до сих пор нет мировых аналогов. Все минораскладчики, существующие в настоящее время, смонтированы либо на прицепных устройствах, либо производят минирование с предварительным бурением ям под мины, что существенно снижает производительность работ по минированию.

Особенности.

Ввиду низкой эффективности и экономичности (на ГМЗ, ГМЗ-2) на ГМЗ-3 снята термодымовая аппаратура, которая использовалась для постановки дымовой завесы. Вместо нее смонтированы гранатометы «Туча» («изделие 902Б»). В связи с отсутствием необходимости демонтирована система противоатомной защиты.

На ГМЗ-3 установлена спутниковая и инерционная системы навигации, обеспечивающие расчет кратчайшего маршрута от точки привязки до пункта назначения. Реализовано цифровое индексирование в реальном времени фактических коорд и н ат машины, также каждой мины и узловых точек установленного минного поля. Данное техническое нововведение позволяет фиксировать минное поле непосредственно в процессе минирования с параллельным вычерчиванием его контуров на карте. Одновременно осуществляется передача координат в центр боевого управления той части (подразделения), в интересах которой осуществляется минирование.

Новые широкие гусеницы «изделия 318» в совокупности со снижением массы машины позволили получить удельное давление на грунт меньше, чем у танка Т-72. Это положительно сказалось на проходимости машины, особенно на заболоченных участках.

Существует возможность пополнения боекомплекта (неизрасходованных мин) без предварительной разгрузки боевых лотков. На машине установлена аппаратура, позволяющая отключать механизм, автоматически переводящий взрыватели устанавливаемых мин в боевое положение. Благодаря этому новый ГЗМ-3 может использоваться как простой раскладчик мин с любыми типами взрывателей.

В боевое положение их переводят саперы после полного завершения выкладки минного поля. ГЗМ-3 оснащен устройством самоокапывания, благодаря которому может механизированным способом подготовить себе укрытие за 1,5 ч. При работе вручную на это уходило до 20 ч. Иные задачи оно решать не может.

Конструкция.

У «изделия 318» есть моторно-трансмиссионное отделение, вынесенное в переднюю правую часть корпуса. Рядом с ним слева расположено отделение управления, в котором находятся рабочие места командира и механика-водителя. Средняя часть корпуса ГМЗ-3 представляет собой минный отсек. В нем находится кассета с минами, отсчитывающий и выдающий механизмы, другие необходимые специальные системы. Отсек оператора изолирован от отделения управления и расположен в кормовой части машины. Здесь установлена аппаратура управления процессом минирования. Снаружи на отсеке установлено плужно-маскирующее устройство. На подвижном прогоне башенки командира смонтирован пулемет.

Корпус ГЗМ-3 — сварной с противопульным и противоосколочным бронированием.

Принцип работы.

Заградитель способен выкладывать мины непосредственно в грунт или на грунт с шагом минирования, который задает оператор. В первом случае плужное устройство аналогично обычному плугу прорезает грунт. Находящиеся в кассете мины в автоматическом режиме поступают на выдающий механизм, из которого через специальное окно в кормовом листе корпуса ГМЗ поступают на спусковой транспортер. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц заградителя, поэтому изменение скорости движения машины не влияет на точность постановки мин, выставленный шаг сохраняется. Если соответствующий механизм синхронизации не отключен, то на этом этапе мины переводятся в боевое положение. После этого мина идет под грунт, который, проскользив по отвалу, ложится в исходное положение. В результате после заградителя остается только плохо видимый надрез грунта. Толщина слоя, насыпаемого для маскировки мины, при установке в грунт составляет до 12 см, в снег — до 50 см. При выкладывании мин на грунт они маскируются обратными отвалами.

Устройство минирования переводится экипажем в боевой режим в течение 2 мин. Время возврата в транспортное положение несколько выше и составляет 8 мин. Мины закладываются в кассеты через специальные крышевые люки. В настоящее время ГМЗ-3 применяются в основном для установки минных полей в плановом порядке в ближних тылах батальонов и рот.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

Источники: http://www.saper.etel.ru/texnica/gmz.html, http://www.saper.etel.ru/texnica/gmz-3.html, http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/defense//0906/21497299/detail.shtml, http://rus-guns.com/gmz-3-gusenichnyj-minnyj-zagraditel.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения