85 Мм Противотанковая Пушка Д 44



85 мм противотанковая пушка д 44

85-мм пушки конструкции Грабина.

До 1938 года калибра 85 мм в отечественной артиллерии не было. Эпизодически он появлялся в эскизных проектах, видимо, из-за того, что 85 мм это почти круглая цифра. Появление же этого калибра оказалось случайным. В 19371938 годах конструкторы завода № 8 решили использовать излишние запасы прочности, заложенные в кожухе, казеннике и лафете германской пушки «Рейнметалл», принятой у нас под наименованием «76-мм зенитная пушка обр.1931 г.» и увеличить ее калибр. Предельным калибром, который можно было поместить в кожух 76-мм пушки стал 85 мм. Нужда в 85-мм зенитных пушках была велика и их перед войной запустили в массовое производство.

В.Г. Грабин всегда старался смотреть вперед и быть готовым ко всем капризам руководства. Если есть хорошая 85-мм «качалка» с длиной ствола в 55 клб, начальной скоростью 800 м/с, весом снаряда 9,2 кг и дальностью 15,5 км, то почему бы из нее не сделать дивизионную пушку? В 1940 году по договору с ГАУ завод № 92 работал над 95-мм пушкой Ф-28 и Грабин в инициативном порядке (то есть не уведомляя ГАУ) накладывает ствол 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет Ф-28. Новая пушка получила индекс Ф-30. Кроме того, Грабиным был разработан вариант Ф-30 с круговым обстрелом.

В конце 1940 года завод № 92 изготовил опытный образец пушки Ф-30. Заводские испытания пушка успешно прошла в феврале-марте 1941 года. В конце апреля 1941 года Ф-30, которую к тому времени переименовали в ЗИС-12, подали на АНИОП для проведения полигонных испытаний, однако до начала войны она испытана не была.

Здесь стоит упомянуть и еще об одной интересной грабинской работе 85-мм противотанковой пушке ЗИС-23 с длиной ствола 96,6 клб (то есть 8,2 метра) и начальной скоростью калиберного снаряда 1115 м/с. В этой пушке новый длинный ствол был наложен на лафет 107-мм пушки М-60. Работы над системой велись с начала 1941 года, но до конца года Грабину так и не удалось изготовить ствол с такой баллистикой.

С началом войны стало не до новых орудий. 85-мм дивизионные пушки постигла судьба 95-мм и 107-мм пушек.

Работы над 85-мм пушками с баллистикой 85-мм зенитных пушек обр.1939 г. возобновляются в конце 1942 начала 1943 года в связи с усилением брони немецких танков Т-IV и появлением новых танков «Пантера» и «Тигр».

В ЦКБ, возглавляемым Грабиным, создается 85-мм пушка ЗИС-С-8 с баллистикой пушки обр.1939 г. Опытный образец ЗИС-С-8 былизготовлен на заводе № 92.

Пушка имела мощный двухкамерный дульный тормоз. Затвор вертикальный клиновой копирного типа. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Уравновешивающий механизм пневматический. Подъемный механизм секторный. Подрессоривание торсионное, колеса 6.50 20.

Баллистические данные, полученные в ходе полигонных испытаний ЗИС-С-8 смотри в таблице

На вооружение ЗИС-С-8 принята не была.

В 1943 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «большой мощности» С-3-1 на лафете 100-мм пушки С-3. В некоторых документах пушку именуют С-31.

В 1944 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «повышенной мощности» С-58-II на лафете 76-мм пушки ЗИС-С-58-1.

В 19461948 годах Грабин работает над созданием 85-мм пушки «большой мощности» С-6. В 1949 году эти работы трансформируются в 85-мм пушку С-6-А.

Наконец, в 1946 году создается какой-то монстр 85-мм пушка на лафете МЛ-20 по теме «Н14-117», а в 1952 году Грабин работает над 85-мм дивизионной пушкой по теме «09179».

Но увы, ни одна 85-мм буксируемая пушка Грабина на вооружение не принимается.

85-мм пушка У-10.

В 1941 году в КБ УЗТМ («Уралмаш») была спроектирована 85-мм «дивизионная и противотанковая» пушка У-10. Пушка была получена наложением ствола с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет гаубицы М-30.

В ноябре 1941 года была изготовлена 5-орудийная батарея 85-мм пушек У-10. На полигонных испытаниях У-10 показала удовлетворительные результаты.

85-мм пушки ОКБ-172.

В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм противотанковая пушка БЛ-19.

Работы по пушке были завершены на стадии техпроекта.

В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка БЛ-25.

Ствол моноблок со съемным казенником и дульным тормозом. Для крепления цилиндра накатника на стволе имеется обойма.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Люлька цилиндрическая литая с приварными обоймами. Внутри люльки помещен тормоз отката. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника.

Подъемный механизм винтового типа, расположен с левой стороны верхнего станка.

Поворотный механизм винтовой, толкающего типа, расположен с левой стороны верхнего станка. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. В каждой из двух колонок имелось по три пружины.

Литая боевая ось являлась одновременно и нижним станком. На ней монтировался верхний станок с механизмами наведения, щит и раздвижные станины. В полости боевой оси монтировалось торсионное подрессоривание. Колеса были взяты от автомобиля ГАЗ-АА. Станины раздвижные коробчатой формы, сварной конструкции. Сошники снабжены параллелограмным устройством, обеспечивающим установку орудия на четыре точки на неровной местности.

Гильза и снаряды взяты от 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. Затвор и полуавтоматика взяты полностью от 85-мм танковой пушке обр.1944 г. ЗИС-С-53. Уравновешивающий механизм сделан по типу 76-мм пушки Ф-22.

Опытный образец пушки БЛ-25 был изготовлен заводом № 172, заводские испытания были начаты 6 ноября 1944 года. 16 января 1945 года БЛ-25 поступила на ГАП для проведения полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний было сделано 293 выстрела, после чего из-за сдачи подъемного механизма и ряда других неисправностей испытания пушки были прекращены. Обкатка системы не производилась.

Согласно отчету комиссии от 2.04.1945 г. пушка БЛ-25 полигонные испытания не выдержала и требует доработки. Вскоре работы по пушке были прекращены.

85-мм пушка Д-44.

85-мм дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 («Уралмаш»). Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 (им. Сталина) и получил сложный индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы. На испытаниях скорострельность пушки оказалась: с исправлением наводки при угле +20 15 выстр/мин при угле 0 1113 выстр/мин а максимальная скорострельность без исправления наводки 20 22 выстр/мин. Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью за трактором «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной 33 км/час. По проселочной дороге 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной 40 км/час. По асфальтовому шоссе 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».

Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы.

Дульный тормоз активного типа.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом.

Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму.

Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа.

Уравновешивающий механизм толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Подрессоривание пушки торсионное.

Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые.

Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.

Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПН3-7.

Серийное производство Д-44 велось на заводе № 9, данные смотри в таблице.

85-мм самодвижущаяся пушка СД-44.

В конце 1948 года в КБ завода № 9 разработан проект 85-мм самодвижущейся пушки СД-44 и 1.01.1949 г. этот проект был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод № 9 приступил к изготовлению опытного образца, который был закончен в I квартале 1950 года. После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана. В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением СМ № 2329-1105 от 19.11.1954 г. пушка СД-44 была принята на вооружение.

В 1954 году завод № 9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году еще 250.

В 1957 году завод № 9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.

На одну из станин пушки был установлен двигатель от мотоцикла типа

М-72 мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) с обеспечением передачи через карданный вал, дифференциал, полуоси на оба колеса орудия.

СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите).

Колеса ведущие: 6,50 20, от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные, с шиной ГК.

В конце 1947 года в КБ завода № 9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом № 9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.

В 1947 году в КБ завода № 9 была спроектирована 100-мм дивизионная «облегченная» пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес ее в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда 15,6 кг, начальная скорость 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом № 9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.

Дмитрий Барсуков (c) 2002

Противотанковая пушка Д-48 85-мм

85-мм противотанковая пушка Д-48

С 1955 по1957 годы в ыпущено: 819 экземпляров Д-48 и Д-48Н (с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77).

85-мм противотанковая пушка (ПТП) Д-48 была спроектирована на КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова. В ее конструкции были использованы некоторые элементы 85-мм дивизионной пушки Д-44 и 100-мм пушки обр. 1944 г. БС-3.

Полигонные испытания Д-48 проводились в первом квартале 1949 года, однако на 399 выстреле испытания приостановили, так как дульный тормоз повышенной эффективности калечил расчет . После доставки нового дульного тормоза во второй половине апреля испытания возобновились и продолжились до июня 1949 года. Доработанный по результатам полигонных испытаний новый образец Д-48 был изготовлен заводом в апреле 1950 года, а затем пушка прошла сравнительные испытания с 85-мм ПТП С-6, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством В.Г. Грабина. По результатам испытаний военные выбрали Д-48 и она была принята на вооружение.

Первая серийная партия Д-48 была изготовлена в 1955 году на заводе №75 в городе. Юрга, Кемеровской обл. (ныне - ОАО Юргинский машиностроительный завод , ЮМЗ).

Основной особенностью противотанковой пушки Д-48 являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6м. 290 мм.). В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливался механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке орудия снималась).

В ходовой части пушки использованы колёса от грузового автомобиля ЗиС-5 с шинами ГК (т.е. заполненными губчатым каучуком). Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч.

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, расчёту требовалось 1,5. 2 минуты.

Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов (созданных специально для Д-48): 44 бронебойных и 56 осколочно-фугасных. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150-185 мм под углом 60 .

В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной противотанковой пушки Т-12 (2А19).

Тактико-техническая характеристика

Источники: http://newasp.omskreg.ru/war/art/85mm.html, http://gvtm.ru/protivotankovaya_pushka_d-48_85-mm






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением