Тяжелый Авианесущий Крейсер Адмирал Кузнецов



тяжелый авианесущий крейсер адмирал кузнецов

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5 Рига началась в Невском проектно-конструкторском бюро в ноябре 1977 года под руководством главного конструктора О.П.Ефимова (летом 1979 года его сменил А.Б.Морин, в декабре 1979 года - В.Ф.Аникеев, в 1986 году - П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). По сути это был новый корабль. При его создании широко использован опыт разработки авианосцев проектов 1153 и 1160. Первоначально предполагалось установить на нём паровую катапульту, но позже проект был переработан под трамплин. Разработка эскизного проекта (10 вариантов) завершилась 23 июля 1980 года. После множества согласований и внесения изменений проект был окончательно утверждён 7 мая 1982 года.

Впервые на отечественном корабле установлены аэрофинишёры, оптическая система посадки Луна и боковые самолётоподъёмники. Одновременно с разработкой корабля шла доводка палубных самолётов, для чего в Крыму на аэродроме Ново-Фёдоровка (г. Саки) построен полигон со стальным лётным полем в виде корабельной палубы НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации).

1 сентября 1982 года ТАКР Рига (заводской №105) заложен на на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве и 26 июля зачислен в списки кораблей ВМФ. 26 ноября 1982 года переименован в Леонид Брежнев . Спущен на воду 6 декабря 1985 года. 11 августа 1987 года переименован в Тбилиси , 4 октября 1990 года - в Адмирал флота Советского Союза Кузнецов . Вступил в строй 25 декабря 1990 года и 20 января 1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного флота. При этом доводочные работы продолжались до 6 мая 1991 года.

ТАКР Адмирал Кузнецов от предшественников отличает увеличенная полётная палуба и наличие трамплина (угол схода 14°) в носовой части. Корпус высокобортный, изготовлен из стали по продольной системе набора. Дно двойное по всей длине. Корпус имеет 9 палуб. Надстройка ( остров ) смещена к правому борту. В кормовой части корпуса размещена оптическая система посадки Луна-3 . Энергетическая установка аналогична ТАВКР Адмирал Горшков , но отличается увеличенным запасом топлива. На борту могут базироваться 26 самолётов (Су-33 и МиГ-29К) и 24 вертолёта (18 Ка-27 и Ка-29, 2 Ка-27ПС, 4 Ка-31) (по состоянию на март 1996 года на борту имелось 15 Су-33, 1 Су-25УТГ, 11 Ка-27, 1 Ка-31). Для размещения авиатехники под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2 м). Для перемещения ЛА по ангару используется полуавтоматическая система цепной транспортировки (тягачи применяются только для подачи ЛА на платфлормы лифтов). В целях противопожарной безопасности ангар может разделяеться огнестойкими складными шторами на 4 отсека. Топливные цистерны и погреба боезапаса имеют коробчатую броневую защиту. Противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из 3 продольных переборок (вторая - многослойная бронированная). Спасательные средства включали в себя большой корабельный командирский катер пр. 1404, 2 рабочих катера пр. 1402Б, 2 шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 плотиков ПСН-10М в контейнерах.

Вооружение корабля состоит из 12 пусковых установок 4К80 ПКРК Гранит , 4 шестиствольных пусковых установок ЗРК Кинжал (192 ракеты), 8 пусковых установок Кортик (256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2 установок РБУ-12000 Удав . В состав радиоэлектронного оборудования входят: БИУС Лесоруб , многофункциональный комплекс Марс-Пассат , трёхкоординатная РЛС Фрегат-МА , РЛС обнаружения низколетящих целей Подкат , навигационный комплекс Бейсур , комплекс связи Буран-2 , РЛС управления полётами Резистор , средства РЭБ Созвездие-БР , ГАС Звезда-М1 и др. (всего 58 наименований).

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу Тбилиси совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск.

Корабль был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево. Строевые лётчики 279 иап под командованием Героя РФ Т.А.Апакидзе освоили полёты с палубы в 1994 году. 23 декабря 1995 - 22 марта 1996 года Адмирал Кузнецов совершил поход в Средиземное море с 15 самолётами и 11 вертолётами на борту. Всего пройдено 14156 миль, выполнено 524 полёта самолётами и 996 вертолётами. Во время похода нанесены визиты в Тартус (Сирия, 29.01—02.02.1996) и Ла-Валетту (Мальта, 17—18.02.1996). После возвращения прошёл плановый ремонт на СРЗ-35 в Росте. С августа 1998 года обеспечивал боевую подготовку палубной авиации. В октябре 1999 года обеспечивал лётные испытания самолёта Су-27КУБ. Осенью 2000 года вновь прошёл ремонт на СРЗ-35. 27 сентября - 24 октября 2004 года участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике. За время службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В.С.Ярыгин, контр-адмирал А.В.Челпанов, капитан 1 ранга А.В.Турилин, капитан 1 ранга А.П.Шевченко.

Тактико-технические характеристики:

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» предназначен как для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника так и для авиационного прикрытия оперативных соединений кораблей - авианосной многоцелевой группы (АМГ) и придания ей боевой устойчивости.

«Адмирал Кузнецов» - единственный боевой корабль проекта 11435 Кречет . создавался как своего рода компромисс между линией развития кораблей с самолетами вертикального взлета и посадки (проекты 1143, 1143.4, остался Адмирал Горшков ) и разработанными в 1970-е гг. но так и оставшихся неосуществленными проектами полноценных авианосцев с катапультным взлетом самолетов и атомной главной энергетической установкой (проекты 1160 и 1153). Проектная численность авиакрыла на ТАВКР - 50 летательных аппаратов (ЛА), включая 36 истребителей Су-27К, 14 вертолетов Ка-27.

Команда корабля для пр. 1143.5 составляет 1 960 человек, включая 200 офицеров. Также на корабле размещены 626 человек летного персонала и 40 человек - штаб соединения кораблей. 3 857 корабельных помещений включают 387 кают. 134 кубриков команды с 50 душевыми, 6 кают-компаний, 120 складских помещений и 6 000 метров коридоров.

Разработка корпуса базируется на более раннем классе типа Киев (1143.4, Адмирал Горшков ), который был заложен в 1982 году, но с большим водоизмещением - 58 500 тонн по сравнению с 40 400 тоннами, и имеет несколько медленную скорость 29 узлов по сравнению с 32 узлами на пр.1143.4.

В месте с тем к орпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб. Ангар площадью 153х26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м) и вмещает 70% штатного числа ЛА. Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков) тягачи используются лишь для подачи ЛА на платформы лифтов. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование (НКЗ) прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива — около 2500 т. ПТЗ шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная пакетная (многослойная).

Энергетическая установка практически полностью повторяет примененную в проекте 1143.4, но за счет увеличенного запаса топлива дальность плавания 18-уз. ходом повысилась до 8000 миль. Автономность выросла в 1,5 раза.

Система управления ТАВКР включает следующие компоненты: боевой информационный центр авиационный боевой информационный центр система управления истребительной авиацией навигационный комплекс комплекс радиосвязи комплекс космической связи система радиоэлектронного противодействия гидроакустический комплекс с каналом обнаружения торпед.

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 г. — 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы — 14800 кв.м, угловая часть размерами 205х26 м располагается под углом 7° к ДП. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. От предполагавшихся катапульт отказались на заключительном этапе разработки проекта — их заменили носовым трамплином с углом схода ЛА 14°. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.

По сложившейся в нашем флоте традиции ТАВКР оснастили противокорабельным ракетным комплексом Гранит с 12 расположенными друг против друга пусковыми установками. Ракета Гранит известная на Западе как Shipwreck (Кораблекрушение) имеет дальность стрельбы около 420 километров.

В остальном вооружение корабля аналогично установленному на «Адмирале Горшкове», но вместо 100-мм АУ появились новейшие ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик».

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 Адмирал Кузнецов

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 Адмирал Кузнецов был построен на Черноморским судостроительном заводе в городе Николаеве. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР Адмирал Горшков (проект 1143.4, бывший Баку ), который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у Адмирала Горшкова ). Авианосец Адмирал флота Советского Союза Кузнецов (проект 1143.5) был заложен в 1985, а второй корабль этого же типа Варяг - в 1988, но его строительство не было завершено.

Проект 1143.5 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели. Площадь лётной палубы составляет 14700 квадратных метров, и лётная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Лётная палуба оборудована аэрофонишёрами. Два подъёмника доставляют авиатехнику из ангара на лётную палубу. Корабль имеет возможности по вместимости и обслуживанию на 16 самолётов Як-41М (известен под кодовым наименованием НАТО Фристайл ) и 12 самолётов Су-27К (Су-33) (кодовое наименование НАТО Фланкер ) входящих в авиасоединение самолётов и соединение вертолетов, включающее 4 Ка-27ЛД (кодовое наименование НАТО Хеликс ), 18 Ка-27ПЛО и 2 Ка-27С.

Корабль оснащён противокорабельными ракетами Гранит (поверхность-поверхность), оборудовано 12 пусковых установок. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием Shipwreck и имеют дальность свыше 400 километров. Противовоздушное ракетно-артиллерийское вооружение включает противовоздушные ракеты Клинок с 24 вертикальными пусковыми установками и 192 ракетами. Эта система защищает корабль от противокорабельных ракет, самолётов, беспилотных летательных аппаратов и надводных кораблей. Управление осуществляется с помощью многоканальной РЛС с фазированной решёткой с электронным управлением. Система включает управляющую систему, подпалубную пусковую установку с четырьмя пусковыми модулями барабанного типа, каждый из которых имеет 8 ракет и ракетами поверхность-воздух в контейнерной пусковой установке. Система может достигать частоты запуска 1 ракета каждые 3 секунды. Четыре цели могут быть атакованы одновременно в секторе 60 х 60 градусов. Дальность поражения составляет 12-15 километров. Противовоздушная система Каштан, изготовляемая Тульским машиностроительным заводом имеет 4 командных и 8 боевых модулей с 256 противовоздушными ракетами. Система обеспечивает защиту от точного оружия, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, самолёты, вертолёты и малоразмерные морские цели. Радиус действия ракет 1,5 - 8 километров. Орудия могут вести огонь со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту на дальность 0,5 - 1,5 километров. Зенитные орудия - AK630 АД. Корабль оборудован системой противолодочной обороны Удав-1 с 60 противолодочными ракетами. Удав-1, поставляемый Научно-Производственной Ассоциацией Сплав , защищает надводные корабли, отвлекая и уничтожая торпеды противника. Система также обеспечивает защиту от подводных лодок, карликовых подводных лодок и диверсионных средств, таких как подводные мотоциклы. Система имеет 10 секций и способна вести огонь глубинными реактивными снарядами 111СГ, ставить минные заграждения (111СЗ) и использовать отвлекающие снаряды (111СО). Дальность действия составляет до 3000 метров по горизонтали и до 600 метров по глубине.

РЛС корабля включают РЛС обнаружения воздушных и морских целей, РЛС обнаружения низколетящих целей (обнаруживают низколетящие самолёты и ракеты), РЛС управления полётами, навигационную РЛС и четыре РЛС управления огнём для системы ПВО Каштан. Корабельное гидролокационное оборудование включает расположенный в корпусе корабля гидролокатор обнаружения и управления вооружением, действующий на средних и низких частотах, способный обнаруживать торпеды и подводные лодки. Противолодочная авиация корабля оборудована РЛС поиска надводных целей, погружными гидролокаторами, погружными буями и детекторами магнитных аномалий. Корабельные электронные системы включают Боевой информационный центр и систему боевого авиасопровождения. Корабль имеет навигационную систему и средства связи, включая спутниковую связь.

Корабль оснащён 8 котлами и 4 паровыми турбинами, каждая мощностью 50000 л.с. вращающими 4 вала с винтами фиксированного диаметра. 3857 помещений корабля включают 387 кают, 134 помещения для экипажа с 50 душевыми, 6 столовыми, 120 складскими помещениями и 6000 метров коридоров и переходов.

Источники: http://takr-kiev.ucoz.com/index/takr_quot_admiral_kuznecov_quot/0-10, http://vs.milrf.ru/armament/marine/kr_kuznetchov.htm, http://www.rusarmy.com/vmf/an_pr_1143.5.htm






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения