Робототехника На Уроках В Начальной Школе



робототехника на уроках в начальной школе

Образовательная программа I Открытого фестиваля Новосибирской области по робототехнике

В последнее время интерес к робототехнике стремительно возрастает. В различных регионах России проходят фестивали, соревнования, на которых сконструированные учащимися роботы выполняют совсем не простые задания. Элементы робототехники успешно используются в учебной деятельности, способствуя более успешному освоению предметов и развитию исследовательских навыков. Этим вопросам была посвящена Образовательная программа, недавно прошедшего Первого открытого фестиваля Новосибирской области по робототехнике.

Участниками этой программы стали педагоги из различных регионов: Челябинской области, Томской, Алтайского края, Республики Хакассия, Красноярского края, Кемеровской, Иркутской области.

Участники познакомились с принципами образовательной робототехники, опытом различных регионов. Своим опытом поделились:

  • Елена Викторовна Пузырная, старший преподаватель кафедры теоретических основ информатики Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул
  • Антонина Валерьевна Миллер, учитель информатики и ИКТ МБОУ Гимназия №42 , г. Барнаул
  • Михаил Александрович Бесчастнов, методист, тренер, преподаватель Учебно-методического центра Российской ассоциации образовательной робототехники , г. Челябинск
  • Светлана Васильевна Шаляпина, заместитель директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детства и юношества Факел , г. Томск
  • Марина Ивановна Лосева, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детства и юношества Факел , г. Томск
  • Максим Вадимович Дмитриев, руководитель отдела робототехники ООО Современные информационные системы , г. Красноярск.

Особое внимание было уделено использованию робототехники в начальной школе. Этой теме был посвящен отдельный семинар, на котором был проведен мозговой штурм Разработка интегрированного урока с использованием конструкторского набора Lego WeDo .

На семинаре Исследовательская деятельность школьников после обзора возможностей школьных исследований, был продемонстрирован пример использования микроконтроллера NXT для проведения физических экспериментов.

Максим Вадимович Дмитриев (Красноярск) провел семинар по робототехническим конструкторам. Участникам семинара были продемонстрированы различные конструкторы, использующиеся в робототехнике.

Отдельный семинар был посвящен включению робототехники в программы физики, информатики. Педагоги Юрий Викторович Рогов, учитель физики и информатики МОУ Каслинская ООШ № 25 , Челябинская область и Павел Михайлович Круглов учитель информатики и ИКТ, тренер, преподаватель Учебно-методического центра Российской ассоциации образовательной робототехники , г. Челябинск рассказали о своем опыте ведения уроков.

Обзор соревнований по робототехнике сделала методист Центра ДИО-ГЕН Екатерина Анатольевна Дмитриева.

Легоконструирование и робототехника в начальной школе

Лего-конструирование во 2 классе.

1 урок. Введение в робототехнику.

«Мир ЛЕГО »

Форма проведения :л екция.

Цели и задачи курса.

Робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Ученики лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Краткое содержание урока:

Что такое роботы.

Ролики, фотографии и мультимедиа.

Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов.

Спортивная робототехника. В т.ч. #8212 бои роботов (неразрушающие).

Конструкторы и «самодельные» роботы.

Представление видеоматериала:

-Видео о роботах LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 (версия конструктора 8547).

-Видео с примером каких роботов можно собрать из конструктора МИНДСТОРМС НХТ 2.0

-Видео компании LEGO. Рекламный ролик о составе конструктора версии 8547 и базовых роботах, которые можно собрать.

-Видео, показывающее базовые возможности робота АЛЬФАРЭКС конструктора версии 8547.

-Видео с роботом лягушкой (robot frog). Разработчики расскрасили элементы конструктора чтобы лягушка стала максимально похожей по цветовой схеме на живую.

-Видео. Крупным планом демонстрируется собранный робот ALFAREX и его возможности (lego mindstorms nxt 2.0 version 8547)

-Видео. Демонстрация робота Р2Д2 из фильма #171 Звёздные войны#187 , собранного из нескольких конструкторов версии 8547.

-Видео с ШАГАЮЩИМ РОБОТОМ, также собранного из конструктора LEGO версии 8547.

-Видео #171 Живой робот#187 показывает, что можно #171 научить#187 робота такому сложному (для роботов) виду творчества как танец.

Образовательная робототехника в начальной школе (из опыта работы)

Шалагина Елена Александровна город Новоалтайск, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового общества 21 века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Школьникам, которые сегодня сидят за партами, предстоит осваивать новые профессии, новые технологии, решать новые задачи.

Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.  Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность,креативность.

Кроме этого, реализация курса по робототехнике в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой  проектной  деятельности.

Современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь,  что справиться с компьютером или любой  электронной игрушкой для ребенка не проблема. Смышленый школьник, используя современный конструктор от компании ЛЕГО, может собрать настоящего интеллектуального робота.

То, что такой робот «поселится» в нашем классе, мы с ребятами и предполагать не могли. Но так случилось, что с года робот живёт у нас – у РоботоБЭШЕК из 4 «Б» класса МБОУ «СОШ № 1 города  Новоалтайска».  В нашу школу, как и в ряд других школ нашего города Новоалтайска был завезён конструктор Lego Wedo, который по мнению самого изготовителя и «Министерства образования и науки РФ», представляет хорошую платформу для развития детей, начиная с первого класса.

Но, как всякая новая отрасль, робототехника в образовании имеет свои недостатки, которые включают следующие составляющие: методическое сопровождение, финансирование. Проблема методического сопровождения существует в связи с нехваткой учебных и методических пособий по данному направлению.

Чтобы получить необходимую информацию об учебном конструкторе Lego Wedo, научиться управлять им, решать задачи практического характера команда РоботоБЭШКИ решили освоить дистанционный курс «Основы робототехники. Конструктор Wedo». Данный курс действует с 10 октября года на базе АлтГПА.  Так как мы узнали о существовании конструктора Lego Wedo в нашей школе в конце января, то 1 февраля года наша группа была зачислена в ряды робототехников. Ускоренным темпом нами изучены следующие темы:

    История развития робототехники. Введение в робототехнику. Конструирование роботов. Основы конструирования роботов. Программирование и конструирование таких моделей, как: «Голодный аллигатор», «Танцующие птицы», «Умная вертушка», «Обезьянка-барабанщица», «Рычащий лев», «Порхающая птица», «Нападающий», «Вратарь».

По данным темам мы выполняли различные домашние задания.

В рамках дистанционного курса «Основы  робототехники» была организована работа Круглого стола. Наша команда предоставила отчёт работы, и как новички поделилась своими наработками. Посетив данное мероприятие, ребята не только приобрели новых друзей, но и «загорелись» самыми невероятными идеями.

Подготовка ко II краевой олимпиаде по робототехнике не заняла много времени. В ходе дистанционного курса, ребята кропотливо выполняли все задания, конструировали, программировали, изобретали свои модели. Так для конкурса на лучшую творческую работу наша команда создала проект. Идея учащихся 4 «Б» класса. На уроках литературного чтения изучили произведение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай спасает зайцев. Мы подумали, почему бы Маше и Максу не выполнить эту миссию? Так возникла идея создать проект «Спасение зайцев». Джип сконструировали из конструктора Lego TECHNIC, лебёдку усовершенствовали сами в ходе сборки. Нелегко, оказалось, собрать машину с зайцами. Деталей мало, поэтому зайчики получились разноцветными. Программирование не заняло много времени: начало и в цикл заключили действие мотора по часовой стрелке + воспроизведение звука грома и прыжков. Каждая машина выполняет свои действия, результат – ЗАЙЦЫ СПАСЕНЫ!

За эту творческую работу команда получила в награду фотоаппарат.

За участие в курсе все учащиеся получили СЕРТИФИКАТЫ. Но команда РоботоБЭШКИ не остановилась на достигнутом. Ученики  активно занимаются самообразованием, посещают  робототехнические сайты,  конструируют модели из других Lego конструкторов.  Такие конструкторы позволяют учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей.

Несколько слов о своей педагогической деятельности по направлению образовательная робототехника.

Моё участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования» на секции «Информатика в современном обществе» (руководитель – Пузырная Елена Викторовна) дало новые знания в области информатики. На секции  обобщён опыт работы по теме: «Организация внеурочной деятельности школьников по основам образовательной робототехнике».

nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/interaktivnyi-plakat-.

В - учебном году набрала новых первоклассников. Работая по  ФГОС, организовала внеурочную деятельность кружка «Робототехника». Маленькие первоклассники с большим удовольствием посещают кружок, конструируют и программируют различные модели. Пятиклассники осваивают Lego Mindstorms NXT. Учащиеся первого и пятого классов активно участвуют в краевых олимпиадах по робототехнике.

Есть результаты: два вторых (Коротких Вероника и Тимошкин Илья) и два третьих (Вуксанов Иван и Куприянов Роман) места в III Дистанционной олимпиаде в категории Wedo и 3 место команд «РоботоБЭШКИ-2» и «РоботоБЭШКИ-1» в III очной олимпиаде в категории Wedo.

В помощь и учителям, и учащимся дистанционные курсы, проводимые на базе кафедры теоретических основ информатики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», посредством дистанционной системы обучения MOODLE. Большое спасибо руководителю курсов Пузырной Елене Викторовне, старшему преподавателю кафедры теоретических основ информатики АлтГПА и преподавателям курсов «Lego – программирование. ПервоРобот Lego WeDo» - Мишиной Оксане Сергеевне и «Lego – программирование. Lego Mindstorms NXT» - Петраковой Ольге Викторовне. Их своевременная помощь для нас очень важна! Надеемся на дальнейшее сотрудничество! Успехов и продвижения вперёд!

Мир не стоит на месте, всегда развивается, и кто знает, может наши ученики, создадут  нового робота 21 века или станут великими учёными.

Список использованной литературы:

robotics.ru/. свободный. — Загл. с экрана. ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс].

Источники: http://www.nrc-rodnik.ru/node/678, http://garnett.ru/shkolniku/10-klass/legokonstruirovanie-i-robototekhnika-v-nachalnoi-shkole/, http://robot.uni-altai.ru/metodichka/publikacii/obrazovatelnaya-robototehnika-v-nachalnoy-shkole-iz-opyta-raboty






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением