Устройство сверлильного станка



Цель: познакомиться с назначением и устройством сверлильного станка, его конструктивными особенностями, правилами подготовки к работе, правилами безопасной работы на сверлильном станке; научиться читать и выполнять его кинематическую схему; воспитывать внимательность при выполнении технологических операций.
Основные понятия:
настольный сверлильный станок, станина, стол, хобот, шпиндель, трикулачковий патрон, маховик, штурвал, колонна, кнопочная станция.

Ожидаемые результаты: умение объяснять назначение, устройство сверлильного станка, процесс передачи вращательного движения от электродвигателя к шпинделю и работу механизма преобразования движения; распознавать механизмы движения резания и движения подачи, ведущие и ведомые детали; умение подготовить сверлильный станок к работе; читать и выполнять его кинематическую схему; закреплять сверло требуемого диаметра в трёхкулачковом патроне и крепить заготовку в тисках; выполнять подготовительные технологические операции перед сверлением.
Оборудование:
коловорот, ручная дрель, набор сверл, сверлильный станок, кронциркуль, линейка.
Структура урока

I Организационный момент
II Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
III Изучение нового материала
1. Строение и назначение настольного сверлильного станка.
2. Назначение основных частей станка.
3. Приемы управления сверлильным станком.
IV. Практическая работа «Управление сверлильным станком»
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Ход урока

I Организационный момент
II Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности учащихся

информатика и информационные технологии: устройство сверлильного станкаБеседа.
1) Есть ли отверстия в деталях, вашего будущего изделия?
2) С помощью каких устройств можно изготовить отверстия в деталях?
3) Какой инструмент для этого используют?
4) Какой процесс заложен в основу принципа действия сверла?
Обобщая ответы учеников, учитель сообщает об особенностях изготовления цилиндрических отверстий механическим-образ.
Изучение нового материала

При изучении данной темы необходимо учесть, что для учеников шестого класса сверлильный станок является сложной технической машиной.
Поэтому при изучении строения, назначения и практического применения станка не нужно перегружать учеников лишней информацией, которая не способствует развитию их познавательных интересов, логического мышления и конструкторских способностей. Необходимо обратить внимание только на основные узлы и типовые механизмы сверлильного станка.
1. Устройство сверлильного станка, его назначение и принцип работы.

общее устройство сверлильного станкаРассказ учителя.
- С помощью каких механизмов сверлильного станка сверло вращается, с помощью которого - движется поступательно?
Рассматривая ступенчатую ременную передачу сверлильного станка, целесообразно активизировать знания учащихся о передаточное число этого механизма. Учитель показывает зубчатую передачу на станке или на модели и объясняет принцип передачи в ней вращательного движения от ведущих колес до ведомых. Объясняя устройство реечного механизма, учитель сравнивает его с зубчатой ??передачей. При этом он указывает на одинаковые детали (зубчатые-колеса), которые есть в обоих механизмах, и на отличную деталь (зубчатую рейку), которой только рельсовый механизм.
В результате обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что зубчатая передача - это механизм вращательного движения, так как ее зубчатые колеса (ведущие, ведомые) осуществляют только вращательное движение, а рельсовая передача - это механизм преобразования вращательного движения зубчатого колеса на поступательное движение зубчатой ??рейки.
Чтобы ученикам было легче понять взаимодействие всех элементов того или иного механизма, учитель, пользуясь кинематической схемой сверлильного станка, объясняет ее назначение и особенности графических изображений механизмов. Следует акцентировать внимание учащихся на том, что понять принцип действия любого механизма или машины значительно проще, пользуясь кинематической схеме, чем чертежам. Последнее, как правило, перегружено второстепенными деталями, и на нем трудно проследить цепь передачи движения от одних частей (деталей) в другие.

2. Назначение основных частей станка.

Рассказ учителя.

На конический хвостовик шпинделя надевают сверлильный патрон со сверлом. Высота и опускания шпинделя осуществляется с помощью рукоятки. Станок включается нажатием кнопки, расположенной на щите тумбочки.
Учитель показывает ту часть станка, предназначенные для закрепления режущего инструмента и его перемещение, демонстрирует, как крепится сверло в сверлильном патроне, а патрон - на шпинделе станка. При наличии учебного времени учитель объясняет ученикам, каким образом можно получить максимальную и минимальную частоту вращения сверла, и приемы переключения паса на ступенчатых шкивах.

3. Приемы управления сверлильным станком.

Рассказ учителя.

Производительность сверления определяется двумя параметрами: скоростью резания и скоростью подачи сверла. Сверло, вращающийся перемещают в направлении детали, в которой выполняют отверстие. Такое перемещение называют подачей сверла. При сверлении необходимо контролировать, чтобы подача не была слишком большой, это может привести к поломке сверла, особенно когда его диаметр невелик.
Перед сверлением необходимо надежно закрепить сверло в патроне.
(Учитель демонстрирует учащимся сверла с коническими и цилиндрическими хвостовиками и объясняет приемы правильного и надежного крепления каждого из них в патроне.)
работа на сверлильном станке: устройствоДля успешного выполнения сверлильных работ важно также умение правильно закреплять на сверлильном станке обрабатываемые детали. Крупные детали зачастую закрепляются на столе с помощью призм и прихватов.
(Учитель демонстрирует учащимся, каким образом следует закреплять на сверлильном станке крупные и мелкие детали. По возможности учитель показывает ученикам универсальные уголки и машинные тиски и рассказывает об их преимуществах перед другими устройствами для закрепления на сверлильном станке обрабатываемых деталей.)
При сверлении необходимо обеспечить равномерную подачу сверла. В конце сверления сквозного отверстия сверло подается легче, и, чтобы достичь равномерной подачи, уменьшают нажатие на ручку подачи. При сквозном сверлении, при выходе сверла из заготовки, на ее краю образуются заусенцы, за которые может зацепиться режущая кромка сверла. Это приводит к его ломки. Для предотвращения поломки необходимо в конце сверления под заготовку подложить деревянный брусок и уменьшить подачу сверла.
(Учитель демонстрирует запуск станка, подведение сверла к накерненого места детали и порядок сверления. Необходимо предупредить учеников об опасности от увеличения скорости подачи при выходе сверла из сквозного отверстия.)

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Управление сверлильным станком»

Инструктаж к выполнению практической работы.
Ученики по очереди зачитывают в учебнике правила безопасной работы на сверлильном станке. Учитель их комментирует, обращая внимание учащихся на то, что может произойти, когда они не усвоят эти правила и не будут строго их придерживаться.
Учитель рассказывает, как должно быть организовано рабочее место, как разместить на верстаке механизмы, детали, инструмент, необходимый для выполнения работы; каким требованиям должен отвечать этот инструмент, и правила ухода за ним.

Выполнение практической работы

Приступая к практическим упражнениям, ученики прежде готовят заготовки для сверления. Затем они делают кернером углубление на месте будущего отверстия, тренируются в закреплении сверл в патроне шпинделя сверлильного станка, в его пуска и выключения, а также в управлении им в процессе работы.
Учитель следит за тем, чтобы ученики соблюдали правила безопасной работы на станке, объясняет, что, прежде чем начать работу, необходимо занять правильную рабочую позу. Объяснение сопровождается демонстрацией таблицы или рисунка из учебника, акцентируется внимание на положении туловища и ступней ног.

Учитель должен так спланировать работу, чтобы ученики работали на сверлильных станках по очереди. Опыт показывает, что ученики охотно работают на сверлильном станке, однако некоторые из них боятся включать станок, а тем более работать на нем.
Учителю следует внимательно изучать реакцию каждого ученика при обучении работе на сверлильном станке, чтобы вовремя помочь тем, кому нужно. Во время первого подхода ученика к станку необходимо обратить внимание на его реакцию. Если у него прищуренные или широко открытые глаза, дрожат руки, сморщенный лоб или высунутый язык, значит, с этим учеником необходимо работать индивидуально, чтобы помочь преодолеть его психологический барьер. Только убедившись в том, что учащиеся могут работать самостоятельно, можно разрешить им приступать к выполнению работы.

V. ИТОГИ УРОКА

Учитель анализирует выполнение практической работы, указывает на ошибки и пути их устранения.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения