Технологическая деятельность человека. Отрасли производства



Цель: сформировать представление о технологической деятельности человека в разных отраслях хозяйства расширить знания учащихся о современных технологиях;

развивать инновационную культуру и техническое мышление учащихся;

воспитывать самостоятельность в работе и уважение к правам на интеллектуальную собственность.

Основные понятия: технологическая деятельность, отрасли производства.

Оборудование: образцы изделий учащихся, стенд «Отрасли производства», плакаты «Правила внутреннего распорядка в школьной мастерской» и «Правила безопасной работы в школьной мастерской».

Ожидаемые результаты: сложившиеся представления о технологической деятельности человека и учебной технологии в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и связи, умение правильно организовать рабочее место.

Структура урока
I. Организационный момент 7 мин
II. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся 10 мин
III. Изучение нового материала 15 мин

1. Хозяйство и отрасли производства.

2. Содержание деятельности людей в различных отраслях производства.
3. Проектирование изделий.
4. Инструктаж по охране труда и производственной санитарии.

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся 7 мин

V. Итоги урока, 5 мин
VI. Домашнее задание 1 мин

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

В начале урока целесообразно уделить внимание организационным вопросам - проверить наличие учеников и их готовность к уроку, закрепить с каждым учеником рабочее место; объединить учащихся в микрогруппы.
Эффективность первого урока во многом зависит от подготовительной работы, которая должна быть проведена задолго до его начала. Достичь цели урока можно, когда должным образом подготовлена школьная мастерская и каждый этап урока продумано так, чтобы деятельность учащихся вызвала заинтересованность предметом, была рационально организованной и продуктивной. Для этого из лучших работ, изготовленных шестиклассниками прошлого учебного года, надо организовать выставку, подготовить наглядные пособия, иллюстрируют деятельность в различных отраслях производства.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа.
1) Что нового вы заметили в школьной мастерской после летних каникул?
2) Какие изделия на выставке работ учеников всего привлекают ваше внимание?
3) Из каких конструкционных материалов они изготовлены?
4) Какие предметы можно считать объектами технологической деятельности?
5) Назовите известные вам современные технологии.
Учитель обобщает ответы учащихся, подчеркивая, что технология - это совокупность методов, которая определяет определенную последовательность из производственных операций или действий, обеспечивающих изготовления продукции необходимого качества. Объектами технологической деятельности являются проекты и другие результаты интеллектуальной деятельности человека, производственные процессы, техника и оборудование, сырье, средства ее добычи, а также готовая продукция.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Хозяйство и отрасли производства.

Рассказ учителя.
Отрасль производства - это совокупность предприятий и учреждений, выпускающих однородную продукцию.
Каждая отрасль производства имеет свои объекты технологической деятельности и специфические технологии. Сельское хозяйство имеет свои технологии обработки почвы, выращивания и ухода за растениями. Строительство - строительство жилых домов и промышленных объектов, дорог, мостов, тоннелей и т.п. Угольная промышленность - добыча и транспортировки угля. Энергетика - производство электроэнергии и поставка ее до потребителя. Машиностроение - автомобилестроение, судостроение, самолетостроение, производство  станков и приборов и т.д. Легкая промышленность - изготовление текстильных материалов, швейных, трикотажных изделий, обуви. Отрасль связи - технологии сотовой, компьютерного и радиосвязи, телевидения и т.д. Пищевая промышленность - обработка, переработка и производство продуктов питания и т.д. Понятие «хозяйство» означает совокупность всех отраслей производства и рабочей силы. Оно вмещает не только материальное изделия, но и сферы обеспечения духовных потребностей людей: науку, образование, культуру, здравоохранение и т.д.

2. Содержание деятельности людей в различных отраслях производства.

Беседа.
Ознакомление учащихся с содержанием деятельности людей в различных отраслях производства можно начать с беседы о профессии родителей учеников и другие известные им профессии.
По возможности может быть использовано видеофильм или кинофрагмент о деятельности людей в различных отраслях хозяйства.
Обобщая ответы учащихся, учитель формулирует определение понятия «объект технологической деятельности».
Объект технологической деятельности - это проекты и другие результаты интеллектуальной деятельности человека, производственные процессы, техника и оборудование, сырье, средства ее добычи и переработки, готовая продукция.
Расширить и систематизировать представления учащихся об объектах технологической деятельности рекомендуется с помощью иллюстраций и таблиц «Отрасли производства». В случае отсутствия таблицу можно изготовить самостоятельно с использованием фотографий и иллюстраций различных отраслей производства.

3. Проектирование изделий.

Рассказ учителя.
Современное производство любых отраслей базируется на результатах творческой деятельности человека, воплощенных в новые технологии, и изделиях, пользующихся спросом,  и не ограничивается только переработкой сырья. Все большее влияние на эффективность производства и качество жизни людей имеют интеллектуальная деятельность и уровень технологий.
Технологическая деятельность предусматривает проведение проектно-конструкторской работ, защиты и соблюдения прав интеллектуальной собственности, осуществления финансовых расчетов и привлечения средств для освоения новых технологий, изучения рынков сбыта продукции и обеспечения послепродажного обслуживания. Все это производитель продукции должен предусмотреть в проекте предполагаемой деятельности с учетом особенностей отрасли производства.
На производстве в подготовке и реализации проекта принимают участие руководители предприятия, ученые, конструкторы, дизайнеры, экономисты, маркетологи, экологи и другие специалисты.
Руководство предприятия, изучая разработки ученых, изобретателей, рационализаторов, модельеров и анализируя лучшие образцы продукции, составляет техническое задание и поручает конструктору разработать чертеж будущего изделия. Чтобы изделие имело привлекательный и современный вид, к работе также привлекается дизайнер, а чтобы производство было прибыльным, экономист вычисляет себестоимость продукции, подсчитывая сумму расходов, прибыли, налогов и заработной платы. Маркетологи прогнозируют спрос на продукцию, вносят предложения относительно объемов и цены продукции. Экологи следят, чтобы новое производство не наносило вреда окружающей среде.
Рабочие-макетчики по чертежу создают макет изделия в натуральном или несколько уменьшенном размере. После этого опытный образец подвергается испытаниям, чтобы во время эксплуатации изделий, которые будут изготавливаться массово, не оказались какие-то скрытые недостатки конструкции.
Если опытный образец не выдерживает испытаний, конструкция изделия дорабатывается, изменяется, дополняется, пока не будет достигнуто ее полного соответствия требованиям технического задания.
Для получения необходимой информации о подобных существующих изделиях - чертежах, фотографиях, рисунках, схемах - можно воспользоваться специализированными изданиями или сетью Интернет. Для получения информации об изделиях и технологии, защищенных патентами, необходимо обратиться в центры научно-технической информации, расположенных в областных центрах и столице Украины.
Особенно полезным является посещение выставок, где представлены образцы новых изделий, современная техника и инновационные технологии. Инновационными считаются новые или впервые примененные технологии.
Характерной особенностью урока трудового обучения является привлечение учащихся к производительному труду, что способствует воспитанию творческих способностей и привитию трудолюбия. Уже на первом уроке нужно нацелить учащихся на выполнение практической работы.
К примеру, объектом практической работы учащихся может стать подставка для экспонатов выставок. Также могут быть предложены и другие изделия, проектирование и изготовление которых будет посильно для учащихся.
Ученики будут с большей заинтересованностью относиться к проектированию изделия, если объяснить, что лучшие работы примут участие в школьной выставке.
Процесс проектирования будущего изделия надо объяснять поэтапно.
4. Инструктаж по охране труда и производственной санитарии.
Мини-тренинг.
1) Вспомните и запишите в тетради известные с 5 класса основные правила внутреннего распорядка в школьной мастерской и общие правила безопасной работы.
2) Сравните записи в тетрадях с записями правил на плакате (на доске). Сделайте в тетрадях соответствующие дополнения.
Правила внутреннего распорядка в школьной мастерской и общие правила безопасной работы
- Приходить на урок за 5 минут до начала.
- Заходить в мастерскую организованно, с разрешения учителя.
- Перед началом урока вымыть руки и надеть рабочую одежду.
- Садиться на закрепленные места, не оставлять их без разрешения учителя.
- Поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте.
- Соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.
- Ученики, которые не ознакомлены с правилами безопасной работы, к урокам в школьной мастерской не допускаются.
- Использовать инструменты и материалы осторожно и бережно, только по назначению.
- После окончания работы убрать свое рабочее место.
Выполнению любой практической работы должна предшествовать инструкция по охране труда и производственной санитарии. Учитель напоминает ученикам правила безопасной работы и делает запись о проведенном инструктаже в специальном журнале. Проводя инструктаж, учитель сопровождает объяснения соответствующими демонстрациями и практическими действиями.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Опросите одноклассников о профессии и содержание деятельности их родителей. Полученные сведения сведите в таблицу по парам, затем в группах. Во время коллективного обсуждения на доске заполняется общая таблица.

Отрасль производства

Профессия родителей

Промышленность


Сельское хозяйство


Транспорт


Строительство


Связь


V. ИТОГИ УРОКА
Учитель предлагает одному из учеников (по желанию), пользуясь заполненной таблице, подвести итоги урока; дополняет в случае необходимости его ответ.
Учителю следует обратить внимание на усвоение учащимися основных понятий и проконтролировать, чтобы ученики оставили рабочие места в надлежащем состоянии.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением