Воздушно-космический самолет Ту-2000



Современные ракеты-носители, применяемые для вывода груза в космос, несмотря на десятки лет усовершенствований, все-таки принципиально мало отличаются от первых образцов ракетной техники. Все те же жидкостные или твердотопливные ракетные двигатели мало, что изменили в космических транспортных средствах. Мечтой конструкторов была и остается концепция одноступенчатого многоразового корабля, по сути, представляющего собой воздушно-космический самолет.

Проект воздушно-космического самолета Ту-2000 был одним из самых проработанных в миреЕго реализация позволила бы решить массу проблем, начиная от отчуждаемых территорий, заканчивая резким сокращением себестоимости груза. Подобный космический корабль был бы способен взлетать с обычной взлетно-посадочной полосы, предназначенной для тяжелых пассажирских авиалайнеров, что существенно упрощало бы подготовительные этапы работ.

На протяжении прошедших десятилетий конструкторы разных стран неоднократно пытались разработать удачную конструкцию, однако уровень технологий все же не позволял осуществить это на практике. Одной из проблем являлось отсутствие материалов, имеющих достаточную удельную прочность. Кроме того, к двигательной установке одноступенчатого воздушно-космического самолета предъявлялись исключительно жесткие требования.

Наиболее близко к созданию подобного аппарата подошли советские ученые АНТК им.Туполева, разработав проект космолета Ту-2000. Это наиболее новый проект, который уже начали воплощать в металле. Свое начало он взял в 1970-е годы. В то время ОКБ-156 представило концепцию военного орбитального одноступенчатого самолета со стартовой массой порядка 300 тонн. Рассматривались различные варианты силовых установок, включая ядерные (по аналогии с М-19). Однако проект в то время был приостановлен по причине того, что военные в то время отдавали приоритет проверенным традиционным ракетным системам. Проект активировали в 80-х годах после успешной реализации США многоразовой системы Спейс Шатл. Были предусмотрены несколько вариантов воздушно-космического самолета, начиная от орбитального бомбардировщика, и заканчивая пассажирским гиперскоростным лайнером.

После рассмотрения различных вариантов остановились на комбинированной схеме силовой установки: ТРД+ПВРД+ЖРД. На первом этапе разгона использовался турбо-реактивный двигатель, на втором ­– прямоточный воздушно-реактивный, разгоняющий Ту-2000 до гиперзвуковой скорости. Наконец, третий этап предполагал включение в космическом безвоздушном пространстве жидкостного ракетного двигателя. Согласно проекту воздушно-космический самолет мог достигать высоты 60 км и выводить полезную нагрузку 10 тонн на орбиту до 200 км.

Проект был проработан достаточно подробно, и, согласно планам космолет мог быть построен уже к 2000 году, но, увы, распад  СССР с последующими событиями поставили на проекте крест. Россия 90-х годов с подобной нагрузкой справиться бы не могла, в результате чего проект был заморожен.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения