Ракетоплан Skylon



Создание одноступенчатого космического ракетоплана многоразового использования является мечтой всех разработчиков космической техники. Однако до настоящего времени, несмотря на серьезные усилия конструкторов ведущих инженерных школ, дальше экспериментов данное направление не пошло. Проблема заключалась в уникальных характеристиках, которыми должен был обладать аппарат, чтобы стартовать с обычного аэродрома, выйти в космос на круговую орбиту, а затем вернуться таким же образом назад. Требовались, во-первых, конструкционные материалы с высокой удельной прочностью, во-вторых – двигатели, способные работать в различных режимах, совмещающие в себе турбореактивные, прямоточные и ракетные двигатели. Кроме того, необходимо было решать вопросы перегрева корпуса, эффективности топлива и многое другое. Пожалуй, единственным проектом ракетоплана, который был бы действительно работоспособным, стал советский М19. Этот космолет, наводивший ужас на США, обладал ядерной силовой установкой, и не был реализован в металле лишь по той причине, что к тому моменту американцы успели подписать с СССР договор о нераспространении ядерных технологий в космос. Что же касается ракетопланов на химическом топливе, то до последнего времени их создание не представлялось возможным.

Ракетоплан Skylon в полете

Однако, исходя из последних данных эта ситуация  в ближайшие годы может измениться.  Ракетоплан Skylon, разрабатываемый британской компанией Reaction Engines, способен решить те проблемы, которые до настоящего времени казались неосуществимыми. Этот проект далеко не молод. Его оценка, измеряемая тогда в 10 млрд. долларов, была сделана еще в далеком 1992 году, однако финансирование проекта на государственном уровне было начато лишь в 2013 году. Это дает возможность уникальному проекту реализоваться в обозримой перспективе.

Прежде всего, следует отметить уникальные двигатели SABR, которые будут установлены на Skylon. Они являются теми самыми универсальными двигателями, которые способны работать в различных средах, начиная от воздушного пространства у поверхности и заканчивая открытым космосом. Вплоть до скорости в 5,5 М в двигатели поступает топливо при использовании нагнетаемого компрессором воздуха. Воздух при этом охлаждается в теплообменнике. Ракетоплан плавно достигает высоты 26 км и, изменив геометрию крыла, начинает резкий набор высоты. При достижении верхних границ атмосферы, SABR переходят в режим ракетного двигателя, потребляя жидкий кислород.

Старт ракетоплана Skylon осуществляется с аэродрома в автоматическом режиме, и весь полет осуществляется по заданной программе без участия пилотов. Корректировать полет при необходимости могут с центра управления полетом с Земли. Данные программные технологии находятся на передовом рубеже программирования, и, вероятно, в обозримом  будущем  ремонт ноутбуков и другой компьютерной техники будет выполняться роботами. Следует при этом отметить, что советский космический корабль «Буран» еще в 1987 году осуществил полет и посадку в автоматическом режиме.

Способность  ракетоплана Skylon выполнять управляемый полет автоматически дает возможность выводить больше полезной нагрузки, экономя место в транспортном отсеке, а также используя режимы с большими перегрузками. Согласно проекту, на низкую орбиту аппарат может вывести 12 тонн полезной нагрузки. При этом себестоимость выведения на орбиту сократится минимум в 15 раз!.

На начальном этапе эксплуатации космический корабль нового поколения будет использован в грузовом варианте, однако в перспективе он может доставлять на орбиту и космонавтов. Однако пока готов только проект: первые испытания двигателей ракетоплана намечены на 2019 год.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения