Метановые двигатели для российской сверхтяжелой ракеты



Вопрос создания сверхтяжелой ракеты носителя  начал активно подниматься Роскосмосом в 2013 году. Если до того времени преобладало мнение, что ракеты с грузоподъемностью класса «Энергия» России просто не нужны, то с этого времени все изменилось. С одной стороны, американская сторона начала разработку своего варианта сверхтяжелой ракеты-носителя, с другой – российская лунная программа для своей реализации безусловно требует носителей, сопоставимых с советской  «Энергией». При этом даже перспективная Ангара-7, обеспечивающая вывод  на орбиту 35-50 тонн полезной нагрузки, не сможет решить вопросов, которые придется решать в связи с освоением Луны и Марса.

Метановые двигатели для российской сверхтяжелой ракетыСогласно имеющимся данным, российская сверхтяжелая ракета-носитель будет создана в два этапа. В апреле 2014 года руководителем Роскосмоса Олегом Остапенко было сказано, что в Федеральной космической программе будет предусмотрен вопрос финансирования этого проекта. Несколько позже Алексапндр Мильковский, генеральный директор ЦНИИмаш, проинформировал о работах, которые уже ведутся в данном направлении. В частности он отметил, что Роскосмос готовит техническое задание для носителя грузоподъемностью 80 тонн. В 2015 году на основании экспертных оценок предложений от различных научно-конструкторских центров, будет определен конкретный облик ракеты и сформулировано техническое задание. Установить хром или иной браузер можно в несколько действий, всего лишь зайдя в соответствующую поисковую систему, однако с ракетными системами все обстоит намного сложнее. Ракету-носитель первого этапа должны начать испытывать лишь к 2028 году – столько времени уйдет по расчетам на её создание. Решающую роль в её создании должен оказать метановый двигатель. Уступая водородному, он будет существенно эффективнее применяемых сегодня в качестве основных керосиновых двигателей.

Ракета-носитель второго этапа, то по словам А. Мильковского, должна иметь грузоподъемность 160 тонн, однако это задача более дальней перспективы. В настоящее время предложения по концепции сверхтяжелой ракеты уже поступили, в связи с чем хотелось бы обратить внимание на проект РКЦ «Прогресс». Самарский проект делает ударение на метановые двигатели, которые планирует разработать на основе РД-0162 тягой 200 т. В результате ожидается повышение удельного импульса и увеличение тяги до 250 тонн. Конструктивно ракета будет представлять собой центральный блок большого диаметра (7,7 м), вокруг которого расположены ускорители. Восемь ускорителей (диаметром 3,6 м) позволят вывести на орбиту 80 тонн груза. На втором этапе предполагается добавить третью ступень с водородным двигателем, в результате чего грузоподъемность достигнет 130 тонн. РКЦ «Прогресс» рассматривает также применение удлиненных ускорителей  на основе керосиновых и твердотопливных двигателей. В последнем случае грузоподъемность сверхтяжелой ракеты первого этапа достигнет 86 тонн, второго этапа - 159 тонн.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что ближайшее будущее принадлежит, видимо, метановым двигателям, которые, обладая сравнительной простотой и относительно невысокой ценой топлива, существенно эффективнее керосин-кислородных. Водородные двигатели, как видно, стараются применять в крайнем случае, поскольку само хранение, заправка и производство данного вида топлива пока представляет собой достаточно сложную задачу.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением