Понятие системы обработки текстов



системы обработки текстов делятся на несколько группТекстовый процессор — программа, которая позволяет выполнять ввод и редактирование текста, операции форматирования текста, вставку рисунков и таблиц, а также множество других сложных операций. Однако текстовые процессоры не настолько совершенны, чтобы их использовать для подготовки и печати книг, газет и журналов. Для этой цели применяются программы, называемые издательскими системами.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.

Цели:

Образовательная:

  • сформировать знания об основных понятиях систем обработки текстов;
  • ознакомить учащихся с интерфейсом ТП Microsoft Word;
  • сформировать приемы работы с текстовыми файлами.

Воспитательная:

  • формирование интереса к изучению НИТ;
  • формирование внимательности, аккуратности в работе с текстовыми файлами.

Развивающая: развитие памяти, развитие самостоятельности, умения выделять главное.

Учащиеся должны знать:

  • понятие системы обработки текстов;
  • понятие текстовый процессор и знать его функции;
  • понятие настольная издательская система.

Учащиеся должны уметь:

  • запускать текстовый редактор; открывать, сохранять, защищать, просматривать, печатать и закрывать текстовые документы.

Форма проведения: Лекция и практическая работа.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер c установленным пакетом Microsoft Office;
  • опорные конспекты;
  • карточки с упражнениями для практической работы.

Литература:

1.  «Информатика 7-11 класс», Гаевский А.Ю, стр. 224–229, 233–237.

2.  «Основы информатики в определениях и таблицах», Малярчук С.Н.

Структура урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока (3 мин)
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся   (1 мин)
  3. Сообщение темы, цели и задач урока        (2 мин)
  4. Объяснение нового материала                (14 мин)
  5. Закрепление изученного учащимися материала (15 мин)
  6. Итог урока.                              (8 мин)
  7. Домашнее задание                          (2 мин)

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие, проверка присутствующих.
  • Цель сегодняшнего урока — получение основных понятий о системах обработки текстов, а также научиться работать с текстовыми файлами.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

При изучении операционной системы мы с вами запускали стандартную программу текстовый редактор «Блокнот». Какие же еще используются программы для обработки текста? Это:

  • текстовые процессоры;
  • настольные издательские системы.

Мы сегодня начинаем изучение популярного текстового процессора Microsoft Word, входящего в пакет прикладного программного обеспечения общего назначения Microsoft Office.

III. Сообщение темы, цели и задач урока

Общая тема, которую мы начинаем изучать называется «Текстовый редактор Microsoft Word». Эта тема рассчитана на 10 часов. Изучение темы завершится тематической аттестацией, которая будет проведена – указать дату.

Тема сегодняшнего урока «Системы обработки текстов, их функции. Работа с текстовыми файлами».

Цель сегодняшнего урока — получение основных понятий о системах обработки текстов, а также научиться работать с текстовыми файлами.

Задачи урока:

  • изучение основных понятий систем обработки текстов;
  • запуск и изучение интерфейса текстового процессора Microsoft Word;
  • научиться открывать, сохранять, защищать, просматривать, печатать и закрывать текстовые документы.

IV. Объяснение нового материала.

Примечание: если класс не делится на группы, то одна часть класса работает с опорными конспектами, заранее подготовленными преподавателем, а вторая часть класса выполняет практическую работу с карточками, содержащими упражнения для практической работы.

1.  Системы обработки текстов их функции.

Системы обработки  текстов — программы для создания, редактирования и печати текстовых документов.

К ним относятся: текстовые редакторы; текстовые процессоры; настольные издательские системы.

Текстовый редактор — программа для ввода, изменения и сохранения символьного текста.

Текстовые редакторы обладают ограниченным набором функций обработки текста. К ним относятся: Блокнот, WordPad.

Более развитыми возможностями по обработке текстов располагают программы текстовых процессоров.

Текстовый процессор — программа, которая позволяет выполнять ввод и редактирование текста, операции форматирования текста, вставку рисунков и таблиц, а также множество других сложных операций.

Наиболее распространенные текстовые процессоры: Лексикон, Слово и дело, Word Perfect, Microsoft Word.

Однако текстовые процессоры не настолько совершенны, чтобы их использовать для подготовки и печати книг, газет и журналов. Для этой цели применяются программы, называемые издательскими системами.

Для наглядной демонстрации работы с текстовым редактором можно использовать презентации по информатике.

Настольная издательская система (НИС) — программа, с помощью которой можно создавать высококачественные оригинал-макеты, содержащие текст и графические изображения и предназначенные для тиражирования в типографии.

Из издательских систем наиболее популярны и доступны для работы на персональном компьютере программы PageMaker, QuarkXPress, Ventura Publisher.

Мы будем изучать основы работы в программе текстовый процессор Microsoft Word, который относится к группе текстовых процессоров документов и на модульной основе входит в состав пакета Microsoft Office. Основное назначение Microsoft Word – это профессиональная работа по созданию, редактированию и макетированию текстовых документов.

Основные функциональные возможности:

  • создание и построение текстового документа, и со­хранение его на носителе информации;
  • просмотр и редактирование документа (модифика­ция, добавление и удаление текста), контекстный поиск;
  • обеспечение использования различных шрифтов и способов выделения текста;
  • форматирование абзацев и страниц с текстом;
  • построение документов сложной структуры: списки, таблицы, колонки, буквицы и др.;
  • включение в документ объектов различной природы: специальных   символов,   формул,   картинок,   диаграмм разных видов;
  • обеспечение автоматической нумерации страниц до­кумента, печатание верхних и нижних заголовков стра­ницы, нумерация сносок в документе;
  • формирование содержания документа по его заго­ловкам;
  • проверка правописания и автоматический перенос слов;
  • создание макросов.

2.  Запуск текстового процессора.

1)  Пуск _Программы _ Microsoft Word или кнопка Microsoft Word  на Рабочем столе

2)  Отобразится окно текстового процессора Microsoft Word

3.  Знакомство с окном текстового процессора Microsoft Word.

4.  Работа с текстовыми файлами.

Создание нового документа:

Способ 1. При запуске Microsoft Word:

Способ 2. При открытом окне программы:

a)  на панели Стандартная щелкнуть на кнопке Создать;

b)  будет создан документ с именем Документ 2.

Сохранение документа:

a)  меню Файл _ Сохранить как … _ отобразится окно диалога Сохранение документа;

b)  в поле Имя файла введите название документа;

c)  найдите и откройте папку, название которой должно появиться в поле Папка;

d)  щелкнуть на кнопке Сохранить (или нажать клавишу Enter для подтверждения);

e)  в строке заголовка окна программы появится имя сохраненного документа.

Текстовый процессор Microsoft Word автоматически присваивает расширение .DOC файлам, сохраняемым на диске.

Закрытие окна документа:

на панели Стандартная щелкните на кнопке Закрыть окно;

Загрузка документа:

a)  на панели Стандартная щелкнуть на кнопке Открыть;

b)  в открывшемся диалоговом окне Открытие документа в поле Папка выбрать папку или диск, куда был  сохранен документ.

c)  двойным щелчком открыть документ.

Предварительный просмотр документа перед печатью:

Способ 1.  Файл _ Предварительный просмотр.

Способ 2.  На панели инструментов Стандартная   щелкнуть мышью по пиктограмме  Предварительный просмотр.

Как в обычном режиме, в режиме просмотра можно редактировать текст. Для этого:

a)  Откройте страницу, на которой необходимо отредактировать текст.

b)  Нажмите кнопку  - Увеличение, если до этого она была нажата.

c)  В документе появится обычный текстовый курсор, внесите изменения.

Выйдите из режима просмотра, используя кнопку  Предварительный просмотр или кнопку .

Печать документа:

Способ 1. На панели инструментов Стандартная щелкнуть по кнопке   Печать.

Способ 1. Выполнить команды Файл _ Печать _ этим способом удобно пользоваться, когда необходимо установить дополнительные параметры печати, например указать, сколько копий нужно отпечатать, печатать весь текст, текущую страницу, выделенный фрагмент или отдельные номера страниц _ затем щелкните на кнопке ОК.

Закрытие окна программы:

a)  по окончании работы с документом и программой ее нужно закрыть щелчком в строке заголовка окна программы  на кнопке  Закрыть;

b)  в окне диалога подтвердить внесенные изменения щелкнув на кнопке Да;

c)  окно программы закроется вместе с окном документа.

V. Закрепление изученного учащимися материала

Подготовка к работе.

1.  Размещение учащихся за компьютерами.

2.  Включить питание компьютера.

3.  Повторение правил охраны труда.

4.  Раздать карточки с упражнениями для практической работы.

Порядок выполнения работы.

Работа по карточкам с упражнениями для практической работы.

Упражнение №1. Загрузите текстовый процессор Microsoft Word.

1)  Пуск  _ Программы _ Microsoft Word или кнопка на Рабочем столе

2)  Отобразится окно текстового процессора Microsoft Word

Упражнение №2. Найдите элементы окна текстового процессора указанные на рисунке.

Упражнение №3. Создание нового документа

Способ 1. При запуске Microsoft Word:

Вы это уже выполнили – при запуске программой создан документ с именем Документ 1

Способ 2. При открытом окне программы:

a)  на панели Стандартная (см. рис пункт 4) щелкните на кнопке Создать;

b)  будет создан документ с именем Документ 2.

Упражнение №4. Сохранение документа

a)  в позиции курсора введите свои данные: Фамилия, Имя, Отчество – 10 класс ОШ № ;

b)  меню Файл _ Сохранить как … _ отобразится окно диалога Сохранение документа;

b)  в поле Имя файла введите название документа Занятие_1_Фамилия;

c)      найдите и откройте папку с именем 10 класс, название которой должно появиться в поле Папка;

d)  щелкните на кнопке Сохранить (или нажмите Enter);

e)  в строке заголовка окна программы (см. рис пункт 2) появится имя сохраненного документа.

Упражнение №5. Закрытие окна документа

a)  на панели Стандартная (см. рис пункт 16) щелкните на кнопке Закрыть окно;

b)  окно документа с именем Занятие_1_Фамилия будет закрыто;

c)  окно документа с именем Документ1 пусть пока остается открытым.

Упражнение №6. Загрузка документа

a)  на панели Стандартная (см. рис пункт 4) щелкните на кнопке Открыть;

b)  отобразится окно диалога Открытие документа

c)  в этом окне диалога найдите и откройте папку в которой хранится документ с именем Занятие_1_Фамилия;

d)  откройте документ Занятие_1_Фамилия;

Упражнение №7. Предварительный просмотр документа перед печатью:

a)  на панели инструментов Стандартная (см. рис пункт 4) щелкните на кнопке  Предварительный просмотр

b)  откройте страницу, на которой необходимо отредактировать текст.

c)  нажмите кнопку   Увеличение, если до этого она была не нажата.

d)  в документе появится обычный текстовый курсор для внесения изменений.

e)  выйдите из режима просмотра, используя кнопку  Предварительный просмотр или кнопку .

Упражнение №8. Печать документа.

a)  меню Файл _ Печать

b)  изучите окно диалога Печать (на кнопке ОК не щелкать).

Упражнение №9. Закрытие окна программы

a)  внесите изменения в документ – наберите во второй строке текст Текстовый процессор Microsoft Word;

b)  щелкните в строке заголовка окна программы (см. рис пункт 2) на кнопке  Закрыть;

c)      в окне диалога подтвердите изменения, щелкнув на кнопке Да;

d)  окно программы закроется вместе с окном документа.

VI. Итог урока.

1.  Анализ выполнения упражнений.

2.  Фронтальный опрос:

  • С какими системами обработки  текстов мы познакомились?
  • Назовите различия между текстовым процессором и настольной издательской системой.
  • Назовите элементы окна текстового процессора Microsoft Word.
  • Какие операции выполняются с текстовыми документами?

3.  Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

1.  Выучить основные понятия.

2.  Выучить названия элементов окна текстового процессора.

На дискете принести файл документа с текстом на полстраницы.

Прогрммные продукты 1С хорошо себя зарекомендовали в сфере автоматизации средних и крупных предприятий. Поддержка 1С осуществляется быстро и качественно.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения