Объекты текстового редактора



Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.

Цель:

Образовательная:

  • сформировать знания символ, слово, строка, абзац, страница, документ;
  • сформировать приемы работы с объектами текстового редактора.

Воспитательная:

  • формирование интереса к изучению новых информационных технологий;
  • формирование внимательности, аккуратности в работе с текстовыми объектами.

Развивающая: развитие памяти, развитие самостоятельности, умения выделять главное.

Учащиеся должны знать:

  • понятие символ, слово, строка, абзац, страница, документ;
  • понятие форматирование символа;
  • понятие форматирование абзаца.

Учащиеся должны уметь:

  • форматировать символы;
  • форматировать абзацы;
  • форматировать страницы

Форма проведения: Лекция и практическая работа.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер c установленным пакетом Microsoft Office;
  • опорные конспекты;
  • карточки с упражнениями для практической работы.

Структура урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока(1 мин)
  2. Фронтальный опрос                     (6 мин)
  3. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)
  4. Сообщение темы, цели и задач урока        (2 мин)
  5. Объяснение нового материала             (10 мин)
  6. Закрепление изученного учащимися материала(20 мин)
  7. Итог урока.                          (3 мин)
  8. Домашнее задание                  (2 мин)

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие, проверка присутствующих.
  • Цель сегодняшнего урока — получение основных знаний об объектах в среде текстового редактора и правилах работы с ними.

II. Фронтальный опрос.

1)  Как выделяются слово и предложение?

2)  Как выделяются небольшой и большой фрагменты текста?

3)  Как выделяются строка и абзац?

4)  Назовите способы копирования.

5)  Назовите способы вырезания.

III. Сообщение темы, цели и задач урока

Мы продолжаем изучать основную тему «Текстовый редактор Microsoft Word»..

Тема сегодняшнего урока «Объекты текстового редактора. Правила работы с ними».

Цель сегодняшнего урока — получение знаний и навыков работы по форматированию объектов в текстовом процессоре Microsoft Word.

Задачи урока:

  • изучение основных объектов в Microsoft Word;
  • изучение правил форматирования символов, абзацев и страниц;

IV. Объяснение нового материала.

 

Объекты текстового редактора

Текстовый редактор разбивает текст на составляющие элементы (объекты). Объекты текстового редактора можно разделить на основные и встроенные.

Основные объекты: символ; слово; строка; абзац; страница;документ.

Встроенные объекты: таблицы;     формулы; диаграммы; фигурный текст;  рисунки и другие

Каждому из этих объектов приписываются определенные признаки, называемые форматом.

Понятие форматирования текста

Текстовый процессор - это система обработки текстов, предназначенная для создания и автоматизированного редактирования текстовых документов. Важной частью этой работы является форматирование. Под форматированием печатного текста понимается оформление по каким-либо правилам различных участков текста. При форматировании меняется не сам текст, а его внешний вид.  Установка параметров форматирования может проводиться как до набора текста, так и после. Перед форматированием текст необходимо ВЫДЕЛИТЬ!!!

Форматирование – это изменение внешнего вида документа.

При форматировании решают три задачи:форматирование страниц; форматирование абзацев; форматирование символов.

Правильно заданные форматы облегчают работу с документом.

Форматирование страницы

Параметры, которые задаются в процессе форматирования страниц, действуют в пределах всего документа (например, размер бумаги, поля, колонтитулы).

Можно установить следующие параметры страницы:

  • разметка страницы: поля, ориентация, размер бумаги;
  • нумерация страниц;
  • колонтитулы.

Разметка страницыобычно  выполняется перед созданием нового документа.

Действительно, если изменить, например размеры листа или полей после ввода текста в документ, изменится распределение текста на странице, а также общая компоновка документа.

a)  меню Файл _ Параметры страницы;

b)  на вкладке Поля в разделе Поля установить нужные размеры полей;

c)  на вкладке Поля в разделе Ориентация выбрать нужную ориентацию бумаги (книжная или альбомная);

d)  на вкладке Размер бумаги установить нужный размеры бумаги (обычно А4 – на такой формат рассчитано большинство принтеров).

Нумерация страницпроводиться как до набора текста, так и после.

a)  меню Вставка _ Номера страниц;

b)  в поле Положение указать, где должны располагаться номера — вверху или внизу страницы;

c)  в поле Выравнивание указать по горизонтали местоположение номера — слева, по центру или справа;

d)  номер па первой странице обычно не ставится, если необходимо - щелкнуть в этом окне;

e)  кнопка Формат задает формат чисел для нумерации.  Можно задать номер первой страницы (если нумерация начинается не с 1).

Колонки

Текст в виде колонок часто встречается на страницах газет, журналов, справочных изданий.

Колонки можно создать двумя способами.

Способ 1: с помощью панели Стандартная

a)  выделить необходимый текст в документе;

b)     на панели стандартная щелкнуть на кнопке  Колонки;

c)  в списке выделите нужное количество колонок.

Способ 2: с помощью окна диалога Колонки

a)  выделить необходимый текст в документе;

b)  меню Формат _ Колонки;

c)  с помощью окна диалога разбить выделенный текст на колонки.

Колонтитулы вставляются как до набора текста, так и после.

Колонтитулы это повторяющиеся элементы документа, которые расположены в верхней или нижней части страницы.

Верхняя и нижняя часть страницы называются областью колонтитулов, в этой области обычно располагаются: номера страниц, названия главы, название книги, иногда помещают имя автора, дату создания документа, логотип.

Для создания колонтитула необходимо выполнить следующие команды:

a)  меню Вид _ Колонтитулы;

b)  на экране появится панель Колонтитулы;

c)  в верхней и нижней части страницы появятся области, обведенные пунктирной линией;

d)  необходимо заполнить области данными;

e)  для выхода на панели Колонтитулы щелкнуть кнопку Закрыть.

f)  Для удаления колонтитула необходимо выполнить следующие команды:

g)  меню Вид _ Колонтитулы    или  дважды щелкните в области колонтитулов;

h)  удалите все содержимое в рамке колонтитула;

i)  для выхода на панели Колонтитулы щелкнуть кнопку Закрыть.

Форматирование абзацев

Форматирование абзаца — это изменение его параметров как структурного элемента текста. Можно установить следующие параметры абзаца:

  • способ выравнивания строк абзаца (влево, вправо, по центру, по ширине);
  • отступ в красной строке абзаца;
  • ширину и положение абзаца на странице;
  • межстрочное расстояние и отбивку (расстояние между смежными абзацами);
  • несколько подряд идущих расположенных абзацев можно сделать нумерованным или маркированным списком;
  • взять один или несколько абзацев в рамку той или иной формы и заполнить рамку каким либо узором.

Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания

Задание абзацных отступов:

  • с помощью кнопок   панели Форматирования;
  • с помощью горизонтальной линейки;

нижний треугольник - левый отступ;
верхний треугольник - красная строка;
нижний треугольник справа - правый отступ;

  • с помощью меню Формат _ Абзац; ввести отступы в полях Слева, Справа, Первая строка. В поле На: задать точную величину для красной строки.

Интервал между строками:

a)     меню Формат _ Абзац;

b)  в окне Отступы и интервалы  в поле Междустрочный указать нужный интервал (одинарный, полуторный, двойной и т.д.). Если выбран интервал точно -  указать значение в «пунктах»;

c)  в поле Интервалы перед и после укажите значения в «пунктах» между абзацами.

Создание списков

a)  установить курсор в начале нужного абзаца (если имеется текст выделить абзацы);

b)     меню Формат _ Список;

c)  в окне диалога Список выбрать нужную вкладку: Маркированный, Нумерованный, Многоуровневый;

в таблице выбрать вариант списка и нажать ОК.

Рамка вокруг абзаца

a)  выделить нужные абзацы;

b)  меню Формат _ Границы и заливка;

c)  в окне диалога Границы и заливка перейти на вкладку Граница;

d)  выбрать Тип, Цвет и Ширину линии границы _ выбрать Тип рамки _ нажать ОК.

Форматирование символов

Форматирование символов — это:

  • выбор (изменение) шрифта
  • выбор (изменение) размера символов
  • выбор (изменение) начертания символов
  • выбор (изменение) цвет шрифта
  • установка эффектов

Форматирование символа  позволяет определить его основные параметры. Для форматирования символов необходимо:

a)  выделить нужный фрагмент, а затем использовать один способ:

  • кнопки панели Форматирования;
  • меню Формат _ Шрифт ;
  • контекстное меню Шрифт.

Способ 1: изменение параметров шрифта с помощью панели Форматирования:

  • кнопка-список Шрифт позволяет выбрать название шрифта;
  • кнопка-список Размер шрифта позволяет установить шрифта;
  • кнопки: Ж — полужирный; Ккурсив; Ч подчеркнутый, позволяют выбрать начертания шрифта;
  • кнопка-список Цвет шрифта позволяет выбрать цвет шрифта;

Способ 2: изменение параметров шрифта с помощью окна диалога Шрифт:

a)     меню Формат _ Шрифт _ откроется окно диалога Шрифт;

b)  на вкладке Шрифт диалогового окна Шрифт можно изменить:

  • тип шрифта (гарнитуру шрифта);
  • размер шрифта (в пунктах, 1пт = 0,35мм);
  • начертание букв (обычное, полужирное, курсив, полужирный курсив);
  • цвет символов шрифта;
  • подчеркивание (одинарное, двойное);
  • специальные эффекты — зачеркивание, двойное зачеркивание, с тенью, контур, приподнятое, утопленное;
  • надстрочный или подстрочный индекс;
  • отображение выделенного фрагмента обычными прописными или малыми прописными буквами (капителью);
  • оформление выделенного фрагмента как скрытый текст и др.

c)  на вкладке Интервал диалогового окна Шрифт можно изменить:

  • интервал (расстояние между символами) - обычный, разреженный, уплотненный (по умолчанию — 1 пт);
  • смещение (выше, ниже строки) — нет, вниз, вверх (по умолчанию — 3 пт);
  • кернинг шрифта - для  автоматического подбора  интервала между символами. Установка переключателя Кернинг позволяет располагать символы  ближе друг к другу, не изменяя при этом их ширины.

d)  на вкладке Анимация диалогового окна Шрифт можно применить к шрифту различные динамические эффекты.

Способ 3: изменение параметров шрифта с помощью контекстного меню Шрифт:

a)  щелкнуть правой кнопкой мыши на выделенном тексте _ Шрифт;

b)  откроется окно диалога Шрифт; дальше как в Способе 2.

V. Закрепление изученного учащимися материала

 

Также на основе теории создать опорный конспект для учащихся.

Подготовка к работе.

1.  Размещение учащихся за компьютерами.

2.  Включить питание компьютера. Повторение правил охраны труда.

Упражнения к уроку № 6 «Объекты в среде ТП. Правила работы с ними»

Форматирование страницы

Упражнение № 1. Разметка страницы

1)     меню Файл _ Параметры страницы;

2)  на вкладке Поля в разделе Поля установите следующие размеры полей: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое—2 см, правое—2 см

3)  на вкладке Поля в разделе Ориентация выберите ориентацию бумаги  — альбомная;

4)  на вкладке Размер бумаги проверьте размер бумаги — А4 210 х 297 мм _ нажмите ОК;

5)  этот документ отобразится на альбомной странице;

6)     для лучшего просмотра установите масштаб По ширине страницы;

7)  на вкладке Поля в разделе Поля установите исходные размеры полей: верхнее — 2см,     нижнее — 2см, левое — 1,5см,правое — 1,5см

8)  на вкладке Поля в разделе Ориентация выберите ориентацию бумаги  — книжная;

9)     нажмите ОК _ для лучшего просмотра установите масштаб По ширине страницы.

Упражнение № 2. Колонтитулы

1)     меню Вид _ Колонтитулы;

2)  программа переместится в верхнюю часть страницы, где появится пунктирная рамка верхнего колонтитула с курсором внутри;

3)     также на экране появится панель Колонтитулы;

4)     откройте список Вставить автотекст и выберите Имя файла;

5)  на панели щелкните на кнопке Верхний/нижний колонтитул (9);

6)  программа переместится в нижнюю часть страницы (нижний колонтитул);

7)  с клавиатуры введите свои данные: Фамилия Имя;

8)  на панели щелкните на кнопке Вставить поле даты (4);

9)     на панели щелкните на кнопке Вставить поле времени (5);

10) для выхода на панели Колонтитулы щелкните кнопку Закрыть (12).

Упражнение № 3. Удаление колонтитула

1)  дважды щелкните в области верхнего колонтитула и удалите все содержимое в рамке колонтитула;

2)  перейдите на нижний колонтитул и удалите все содержимое в рамке колонтитула

3)  для выхода на панели Колонтитулы щелкните кнопку Закрыть.

Упражнение № 4. Нумерация страниц

1)  меню Вставка _ Номера страниц;

2)  в поле Положение укажите — вверху страницы (стандарт Украины и России);

3)  в поле Выравнивание укажите- справа (стандарт Украины и России);

4)  номер па первой странице оставим флажок и нажмите ОК;

5)  проверьте, на каждой странице вверху справа появится номер страницы;

Упражнение № 5. Удаление номера страницы

1)  выполните двойной щелчок на номере любой страницы;

2)  удалите номер текущей страницы и автоматически удалятся номера на всех страницах.

Упражнение № 6. Колонки

Способ 1: с помощью панели Стандартная

1)  выделите текст второго абзаца;

2)     на панели Стандартная щелкните на кнопке  Колонки;

3)  в списке выберите две колонки и текст второго абзаца будет разбит на две колонки;

4)  на панели Стандартная отмените действие.

Способ 2: с помощью окна диалога Колонки

1)  выше выделите текст второго абзаца;

2)     меню Формат _ Колонки;

3)     в окне диалога Колонки выберите: Тип — 2 колонки;    установите флажок R Разделитель; нажмите ОК;

Форматирование абзацев

Упражнение № 7. Выравнивание абзацев

Выровняйте внизу текст. ВНИМАНИЕ: ниже в тексте в конце каждого абзаца в скобочках указан способ выравнивания.

1)  Щелчком мыши установите текстовый курсор внутри нужного абзаца или выделите абзац.

2)  На панели Форматирования щелкните на нужной кнопке выравнивания

Упражнение № 8. Задание абзацных отступов

Способ 1:

1)  Выделите первый абзац текста вверху

2)  С помощью кнопок  панели Форматирования увеличьте отступ абзаца.

Способ 2: с помощью горизонтальной линейки

1)  Выделите абзац текста.

2)  Переместите мышью треугольники на линейке как показано на рисунке ниже

 

  • сначала верхний треугольник – красная  строка;
  • затем нижний треугольник – левый  отступ;
  • затем нижний треугольник справа – правый  отступ.

Способ 3: с помощью окна диалога Абзац

1)  Выделите абзац текста вверху.

2)  Меню Формат _ Абзац.

3)  Введите отступы в полях: Слева = 2, Справа = 2, Первая строка = Отступ;

Упражнение № 9. Интервал между строками

1)  Выделите другой абзац текста.

2)  Меню Формат _ Абзац;

3)  Вкладка Отступы и интервалы в поле Междустрочный укажите — полуторный;

4)  В поле Интервалы установите значения в «пунктах» между абзацами: перед = 6, после = 6

Упражнение № 10. Создание списков

Способ 1: текст абзацев набран

1)  Выделите текст в нужном столбце;

2)  Меню Формат _ Список.

3)  Ниже в таблице в первой строке указаны —  вкладка окна диалога Список и вариант списка, которые необходимо выбрать для каждого столбца.

Способ 1

Способ 2

1.  Нумерованный

a)  Нумерованный

  • Маркированный

 

Зима

Весна

Лето

Осень

Зима

Весна

Лето

Осень

Зима

Весна

Лето

Осень

 

Способ 2: текста абзацев нет

1)  Установите курсор в четвертом столбце таблицы.

2)  Меню Формат _ Список _ вкладка Нумерованный _ вариант списка 1. _ нажмите ОК;

3)  Появится номер 1. _ введите слово Зима и нажмите Enter;

4)  Закончите список как в столбцах слева.

Упражнение № 11. Рамка вокруг абзаца

a)     выделите абзац текста _ меню Формат _ Границы и заливка;

b)     в окне диалога Границы и заливка перейдите на вкладку Граница;

b)  выберите для линии: Тип двойная, Цветкрасный, Ширина 1,5пт;

c)      выберите для рамки; Тип — тень _ нажмите ОК.

Форматирование символов

ВНИМАНИЕ: Для форматирования символов сначала необходимо выделить текст

Упражнение № 12. Изменение параметров шрифта с помощью панели Форматирования

1)  В тексте расположенном ниже в рамке с помощью панели  Форматирования выполните следующее форматирование:

  • для всего текста с помощью кнопки Шрифт выберите шрифт — Arial;
  • для всего текста с помощью кнопки Размер шрифта выберите размер — 14;
  • в тексте к словам: «Гора света», Голконды, Южной Индии  примените начертание —   Ж (полужирный);
  • в тексте к словам в скобках примените начертание — К (курсив);
  • в тексте к словам: знаменитый алмаз  примените начертание — Ч (подчеркнутый);
  • в тексте слова: (указывает учитель) с помощью кнопки Цвет шрифта выделите красным цветом.

Упражнение № 13. Изменение параметров шрифта с помощью окна диалога Шрифт

1)  Выделите часть текст

2)  Меню Формат _ Шрифт _ откроется окно диалога Шрифт;

3)  На вкладке Шрифт установите следующие параметры:

  • тип шрифта (гарнитура шрифта) — Arial;
  • начертание букв — полужирный курсив;
  • размер шрифта — 14;
  • цвет текста — синий;
  • подчеркивание — двойное;

4)  на вкладке Анимация выберите тип Фейерверк _ нажмите ОК.

Упражнение № 14. Изменение параметров шрифта с помощью контекстного меню

1)  Выделите текст расположенный выше в рамке.

2)  Щелкните правой кнопкой на выделенном тексте _ команда Шрифт.

3)     С помощью окна диалога Шрифт отмените анимацию Фейерверк _ ОК.

Сохраните упражнения в папке своего класса под именем Упр_6_Фамилия ученика

VI. Итог урока.

1.  Анализ выполнения упражнений.

2.  Фронтальный опрос:

  • Назовите объекты текстового редактора.
  • Что форматируют при работе в текстовом редакторе?
  • Какие параметры изменяют при форматировании страниц?
  • Какие параметры изменяют при форматировании символов?

3.  Выставление оценок.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения