Информационные процессы. Кодирование информации



информатика в школе: информационные процессы и системыЧто такое информационные процессы и системы. Как кодируется информация, каким образом представляется информация в персональном компьютере. Информационной системой может быть компьютер и человек, телевизор и радиоприёмник, банкомат, и даже книга или дневник, поскольку они выполняют задачи сбора и хранения информации.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока: сформировать понятие о информационных процессах, системах, кодировании информации, о представлении информации в ПК; развивать навыки кодирования информации; воспитывать внимание, интерес к изучению информатики.

Материально – техническое оснащение: компьютер с установленным пакетом Microsoft  Office; презентация «9 класс. Урок № 2. Информационные процессы. Кодирование информации»; тесты по теме «Информация. Информационные процессы» (часть I, II); карточки с домашним заданием.

Структура урока

1.Организационный момент (1 мин).

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания (8 мин).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин).

4. Изучение нового материала (31 мин).

5. Подведение итогов урока(2 мин).

6. Домашнее задание (2 мин).

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Учитель сообщает учащимся тему урока (с записью в тетрадь), цели и задачи урока.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

а) Работа в парах. Учащимся на каждую парту выдаются карточки с тестами или используется программа тестов по информатике Test – W2 «Информация. Информационные процессы. Часть I ».

Тест

1. Понятие информации в информатике означает

а) сведения; б) знания;  в) текст;  г) разъяснения;  д) сообщение.

2. Наименьшая единица измерения информации – это

а) 1 байт;  б)1 Кбайт;  в)1 бит; г)1 бод;  д) 1мбайт.

3. Информация может обрабатываться

а) только людьми;

б) только животными;

в) людьми, животными, техническими устройствами;

г) только техническими устройствами;

д) компьютером.

4. Информация, полученная с помощью органов зрения называется:

а) аудиальной;  б) тактильной;  в) обонятельная;  г) визуальнойд) зрительной.

Информатика – это наука:

а) об информации на дисках;

б) о компьютер;

в) которая изучает свойства информации и способы её сбора, обработки, хранения, поиска, передачи;

г) изучающая технические устройства;

д) о процессах в обществе.

5. 1 Мбайт равен:

а) 1024 байт;  б)1024 Кб;  в)1024 бит;  г)1024Гб;  д)1000 килобайт.

6. Ценность, полнота, актуальность, объективность, достоверность - это

а) виды информации; б) особенности информации;

в) свойства информатики; г) свойства информации;

д) свойства компьютера.

7. «Вы учитесь 8 классе?» - спросили ученика. «Да» - ответил он. Какой объем информации содержит ответ?

а) 1 байт;  б)1 Кбайт;  в)1 бит;  г)0.5 байт;  д) 2 бит.

8. Алфавит содержит 64буквы. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?

а) 6 бит;  б) 6 байт;  в) 64 бита;  г) 8 байт;  д) 128 бит.

9. Сообщение, записанное буквами компьютерного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?

а) 50  байт;  б)50  бит;  в)400 бит;  г)400 байт;  д)100 бит.

10. Сообщение, записанное из 16-символьного алфавита, имеет объём 25 байт. Сколько символов содержит сообщение?

а) 25;    б)50;    в)400;    г)200;    д) 50

I. Мотивация учебной деятельности

У людей всегда существовала необходимость обмениваться информацией, передавать её будущему поколению. Сегодня на уроке мы познакомимся (или вспомним) каким образом человечество сохраняет, передаёт ту или иную информацию.

II. Изучение нового материала

Деятельность современного человека тесно связана с различными информационными процессами. Вы сами ежедневно участвуете в таких процессах. Например, записываете домашнее задание в дневник или тетрадь, прослушиваете музыку, общаетесь по телефону, пользуетесь Интернетом и т.д. И это далеко не полный перечень всех видов информационных процессов.

@    К информационным процессам относятся поиск, сбор, обработка, передача, хранение информации.

@    Системы, в которых осуществляются информационные процессы, называются информационными системами.

Такой системой может быть компьютер и человек, телевизор и радиоприёмник, банкомат, и даже книга или ваш дневник, поскольку они выполняют задачи сбора и хранения информации. В книге, которую вы читаете, есть предметный указатель, который является простейшей поисковой системой. Компьютер является универсальным примером совмещения в себе всех информационных процессов.

Для того чтобы информация становилась достоянием многих поколений людей, существуют определённые способы её хранения.  Это и наскальные рисунки, создававшиеся людьми времён палеолита на стенах пещер. Это и глиняные таблички в древнем Вавилоне, донёсшие до наших дней сведения о культуре шумеров и ассирийцев, о первых системах счисления. В древнем Египте информацию сохраняли в виде рукописей на папирусе. Словом папирус (по-немецки – рapier, по-английски paper) впоследствии назвали более современный носитель информации – бумагу. В ХХ веке широко используются способы хранения информации на фото- и киноплёнке, на магнитной и видеоленте. В наше время наибольшие объёмы информации хранятся на электронных дисках. Итак,

@ Носители информации:

  • мозг;
  • наскальные рисунки, глиняные таблички, папирус;
  • бумага;
  • фото- и киноплёнка;
  • магнитные  и видеопленки;
  • диски, волны.

Основной характеристикой этих устройств является их информационная ёмкость.

@ Информационная ёмкостьэто максимальное количество информации, которое может быть записано в устройство хранения информации.

Внешний мир, окружающий человека, воздействует на него непосредственно через органы чувств либо через приборы. Органы чувств дают человеку информацию об окружающей действительности, задача человека – вовремя эту информацию обрабатывать.

Когда вы переходите улицу, читаете книгу, решаете задачу, вы выступаете  в роли все той же  информационной системы, которая обрабатывает поступающую информацию.

@ Поступившая информация называется входной информацией. Из этой информации после обработки получается качественно новая информация – это выходная информация.

Информация передаётся от источника к получателю информации через сигналы. Процесс передачи информации можно представить в виде схемы.

Передача информации осуществляется в виде сообщений, о которых мы поговорим немного позже.

Обработка информации начинается с представления её в той или иной форме. Привычнее всего информацию представлять с помощью естественного языка, на котором общаются люди. Одна и та же информация, например, о погоде на сегодня, может быть выражена на русском или украинском языке, на английском или японском.

Язык общения это естественная, но далеко не единственная форма представления информации. (Формы представления информации смотри на слайде.)

@ Сообщение – это различные формы представления информации.

Например, с помощью букв, чисел, математических символов, естественного языка.

Однако сообщение не обязательно должно состоять из письменных знаков. Из истории вы знаете, что древние греки передавали сообщения с помощью двух факелов; племена индейцев с помощью барабанов; на флоте передают сообщения с помощью флажков, а глухонемые с помощью мимики и жестикуляции.

Итак, сообщение состоит из знаков.

@ Язык – то знаковый способ представления информации. Основой языка является алфавит.

@Алфавитэто минимальный упорядоченный набор знаков, с помощью которого строятся слова.

Например:

  • алфавит десятичных цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
  • латинский алфавит: a,b,c,d,…,x,y,z;
  • русский алфавит: а,б,в,г,…,э,ю,я.

Особое значение для информатики имеют алфавиты из двух знаков:

  • алфавит из цифр 0 и 1;
  • алфавит из значений «истина» и «ложь» и т.д.

Знаки этих наборов называются, как мы уже знаем, битами.

@ Процесс преобразования символов одного алфавита в символы другого называется кодированием. Код – это результат кодирования.

Двоичные  коды - способ представления информации с помощью двух символов 0 и 1.

Такой способ кодирования обусловлен тем, что в устройствах компьютера используются элементы, имеющие два различных состояния, что технически легко реализует хранение и обработку информации.

Существуют различные системы (системы счисления) для представления числовой информации.

Например:

@    двоичная:

алфавит 0,1.

основание 2.

@    восьмеричная:

алфавит 0,1,2,3,4,5,6,7.

основание 8.

@    шестнадцатеричная:

алфавит 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F.

основание 16.

Рассмотрим способ преобразования чисел из одной системы в другую способом деления на основание системы счисления.

Задача 1. Требуется перевести число 163

1)      двоичную;

2)      восьмеричную;

3)      шестнадцатеричную систему счисления.

Решение.

Выполним последовательное деление на основание, а остатки запишим в круглых скобках.

1)      163 : 2 = 81 + (1)

81 : 2 = 40 +(1)

40 : 2 = 20 + (0)

20 : 2 = 10 + (0)

10 : 2 = 5 + (0)

5 : 2 = 2 + (1)

2 : 2 = 1 + (0)

1 : 2 = 0 + (1)

Теперь выпишем полученные остатки в последовательности снизу вверх. Получим число 10100011.

2)      163 : 8 = 20 + (3)

20 : 8 = 2 +(4)

2 : 8 = 0 + (2)

Теперь выпишем полученные остатки в последовательности снизу вверх. Получим число 243.

3)      163 : 16 = 10 + (3)

10 : 16 = 0 + (10)

Теперь выпишем полученные остатки в последовательности снизу вверх, учитывая, что остаток 10 в шестнадцатеричной системе соответствует букве А, получим число А3.

Задача 2. Перевести число 11001 из двоичной системы счисления в  десятичную, число 27 из восьмеричной в десятичную, число А0С из шестнадцатеричной в десятичную.

Пронумеруем каждую цифру числа с права на лево  начиная с 0.

+1= 16+8+0+0+1=25

= 16+7=23

=2572

I. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке :

изучили…

рассмотрели…

научились…

Домашнее задание.






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения