Информация. Свойства информации. Объём информации. Информатика



информатика в школе: наука информатикаНаука информатика – обширная область знаний и новейших технологий, связанных с информационной деятельностью человека. Информатика не просто важная научная и учебная дисциплина, но и отрасль национальной экономики, которая требует опережающего, приоритетного развития. Создание и реализация новых информационных технологий в сферах промышленности, науки, образования, культуры приобрело чрезвычайно большое значение во всем мире.

Цели урока: изучить понятия информация, её свойства, единицы измерения информации, объем информации, наука информатика; развивать умения высказывать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; воспитывать внимательность, аккуратность при работе на ПК; развивать навыки работы с компьютерной презентацией.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Материально-техническое оснащение: компьютер с установленным пакетом Microsoft Office; презентация «9 класс. Урок №1. Информация. Информатика»; карточки с домашним заданием.

Структура урока

1. Организационный момент (2 мин).

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач и целей урока (2мин.).

3. Изучение нового материала (38 мин).

4. Подведение итогов урока (2 мин).

5. Домашнее задание (1мин).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с требованиями учителя при изучении информатики и правилами работы с презентацией.

2. Мотивация учебной деятельности.

информатика в школе - наука о способах обработки информации с помощью компьютеров

Вы приступаете к изучению новой науки информатики – обширной области знаний и новейших технологий, связанных с информационной деятельностью человека. Информатика не только важная научная и учебная дисциплина, но и отрасль национальной экономики, которая требует опережающего, приоритетного развития. Создание и внедрение новых информационных технологий в сферах промышленности, науки, образования, культуры приобрело гигантское значение во всем мире.

Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, что же это за наука информатика, и что является объектом её изучения.

3. Изучение нового материала с использованием компьютерной презентации  «9класс. Урок №1. Информация. Информатика».

1) Мозговой штурм

Наверняка, вы уже кое-что слышали об информатике, молодой, стремительно развивающейся науке.

Задание: закончите предложение 1-3 слова. « Информатика это наука, которая изучает …» (или с каким  словом  у вас ассоциируется слово «информатика»)?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Учитель: «В конце урока мы выясним, кто был из вас прав».

2) Рассказ учителя (с элементами беседы с учащимися) с использованием презентации «9 класс. Урок №1. Информация. Информатика». (При отсутствии учебников, учащиеся записывают  конспект урока, с помощью учителя).

Слайд 2. Вы уже изучаете физику и химию, и вам  известно, что окружающий мир состоит из энергии и вещества. Мир существует благодаря взаимным превращениям вещества в энергию и наоборот, энергии в вещество. Например: пища, которую вы употребляете ежедневно, преобразовывается в энергию  необходимую для нормальной жизнедеятельности вашего организма.

Однако в мире существует еще один важнейший компонент, который нельзя отнести ни к энергии, ни к веществу. Это информация. Информация очень важна для полноценного  развития живых организмов. Например: информацию о температуре внешней среды простейшие одноклеточные организмы используют для выбора благоприятных условий для своего существования; человек использует информацию из программы телепередач, чтобы выбрать интересующую его передачу и т. д.

Любое действие человека есть ответ на ту или иную информацию. Так. Что же такое «информация»?

@Информация (от лат. Informatio) – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Слайд 3. Кто же или что может «выступать» в качестве источника информации, а кто или что является потребителем информации?

@ Источники информации:

?    технологические процессы;

?    научные эксперименты;

?    механизмы;

?    природные объекты.

@ Потребители (получатели) информации:

?    люди;

?    растения;

?    животные;

?    механизмы.

Слайд  4. Выясним, в каких формах можно воспринимать информацию, т.е. на какие виды ее можно разделить. (Учитель и ученики приводят  примеры, на все  виды информации).

@ Виды информации:

?    по способу восприятия (визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная);

?    по способу обработки (числовая, текстовая, графическая, звуковая);

?    по способу представления (образно-знаковая, сигнальная)

?    по области применения (научно-техническая, художественно-эстетическая, учебная);

?    как результат интеллектуальной деятельности человека (личная, общественная, общечеловеческая);

?    относительно системы, обрабатывающей информацию (входная, внутренняя, исходная);

?    по области распространения (массовая, с ограниченным доступом, конфиденциальная, открытая).

Слайд 5. Любое вещество можно охарактеризовать его свойствами, например, твёрдое, легкоплавкое, бурого цвета и т.д. Информация также обладает свойствами, правда, они не столь наглядны, как свойства веществ.

Как вы думаете, почему одни люди сразу реагируют на определённую информацию, в то время как других эта информация оставляет равнодушными? Например, расписание уроков вашего класса, абсолютно не интересует второклассника, но интересует вас, ваших родителей. Дело в том, что информация обладает таким свойством, как ценность. (Далее, аналогично приведённому выше примеру,  учитель и ученики приводят примеры  на каждое свойство информации.)

@Свойства информации:

?    ценность;

?    полнота;

?    объективность;

?    актуальность;

?    достоверность;

?    доступность (понятность).

Итак, мы рассмотрели свойства информации. Теперь зададимся вопросом, можно ли определить количество информации, подобно тому,  как определяют расстояние, массу, объём. Оказывается, что это возможно, и существуют единицы информации.

Слайд  6. Единицей информации в информатике является бит.

@ Бит – это наименьшая единица измерения информации.

Что такое бит, проще всего понять на примерах ситуаций, когда вам нужно ответить на вопрос типа «да - нет». Например, «Ты пойдешь сегодня в школу?». Ответ «Да» или «Нет» и будет равен одному биту.

Название «бит» выбрано не случайно. Событие, имеющее два исхода, может быть записано с помощью двух цифр: 0 и 1. Числа, которые записаны с помощью только двух цифр 0 и 1 называются двоичными, с помощью этих чисел представляется вся информация в вычислительных машинах, но о них   мы поговорим на следующем уроке.

Бит – единица довольно мелкая, и её недостаточно для измерения современных объёмов информации. Поэтому используют более крупные единицы, основной из них является байт.

@    8 бит = 1 байт

@    1 килобайт(1Кб) = 1024 байт

@    1 мегабайт(1Мб) = 1024 Кб

@    1 гигабайт(1Гб) = 1024 Мб

А теперь рассмотрим, как определить информационный объём  текста или информационного сообщения. Любой текст записывается на каком - либо языке, а язык основывается на алфавите.

@, где N – количество  символов в алфавите;

i – информационный вес одного символа алфавита.

Например, в компьютерном алфавите 256 символов, N = 256 = , значит, информационный вес символа равен i = 8бит = 1 байт.

Слайд 7. Для вычисления информационного объёма текста (сообщения) пользуются формулой

@ I = Ki, где Iинформационный объём;

К – количество символов в тексте (сообщении);

iинформационный вес одного символа алфавита.

Задача. Книга, подготовленная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов (включая пробелы между словами). Каков объём информации в книге?

Решение. Количество символов в компьютерном алфавите 256, значит,  N = 256 = , информационный вес символа равен i = 8бит = 1 байт.

Одна страниц содержит 1 байт •40•60 = 2400байт информации. Объём всей информации в книге I = 2400•150 = 360000байт.

Слайд  8. Теперь давайте вернёмся к вопросу «Что изучает информатика?»

@ Информатика – это раздел науки изучающий свойства информации, а также закономерности её поиска, сбора, хранения, обработки, передачи.

Информатика как наука сравнительно молода, она сформировалась во второй половине ХХ века, но, не смотря на свой юный возраст, стала обязательной частью образования современного человека. Ещё недавно (1975г.) информатика являлась названием научной дисциплины, привлекавшей внимание узкого круга специалистов, и по своему значению была близка к термину « документоведение», т.е. общие методы работы с различными документами. Однако к концу 70-х годов всё изменилось. Настоящим взрывом в развитии информатики стало появление персонального компьютера – первого массового инструмента обработки информации. Это ускорило вторжение информатики в жизнь человек, изменило различные стороны его жизнедеятельности: досуг, образование, работу и т.д. Английский вариант названия информатика звучит как Computer Science – компьютерная наука.

1. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке: изучили...; рассмотрели…; научились…

2. Домашнее задание.

1) Алфавит племени Мальта состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?

2) Сообщение, записанное из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?

3) Сколько символов содержит текст, записанный с помощью 16-символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта?






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма: код подтверждения